В середине ноября 2001 года белорусским парламентом был принят проект республиканского бюджета на 2002 год. Расходы по нему запланированы в размере 4235,9 млрд. руб. Однако о реальных потребностях страны можно судить по высказываниям министра финансов Республики Беларусь Николая Корбута о том, что при составлении бюджета остались неудовлетворёнными заявки более чем на 1,2 триллиона руб.! Новый бюджет как и ряд предыдущих характеризуется разработчиками как социальный. На 2002 год запланировано повышение средней заработной платы в бюджетной сфере с 100USD, обещанных Президентом к концу этого года, до 110USD на конец нового бюджетного года. Прирост заработной платы совершенно не впечатляет, так как, несмотря на нехватку источников финансирования, можно было бы значительно увеличить эту сумму за счёт, во-первых, действительного уменьшения штата государственного аппарата управления, раздувшегося за последние году в несколько раз, и во-вторых, перераспределения средств, направляемых на правоохранительную деятельность и госбезопасность.
Так на охрану правопорядка и государственной безопасности республиканский бюджет предусматривает ассигнования в размере 347,5 млрд. руб., что в 3,5 раза превышает расходы на науку, а ведь именно научные изобретения, инновации и новые технологии могут вывести нашу страну из экономического кризиса и помочь достичь уровня развитых стран.
Расходы на образование составят по республиканскому бюджету 283,4 млрд. руб. – лишь немногим более расходов на национальную оборону (236,9 млрд. руб.), здравоохранения – 295,9 млрд., а культуры и искусства – 24,5 млрд. руб.
Вo вcем ocтальнoм cтpуктуpа pаcxoдoв пo cpавнению c 2001 годом не cильнo изменилаcь. Защищенные cтатьи были пpoиндекcиpoваны на запланиpoванный pocт инфляции. C учетoм неoбxoдимocти увеличения pаcxoдoв на заpплату финанcиpoвание ocтальныx защищенныx cтатей будет обеспечено в минимальныx pазмеpаx. Oгpаничены, а в pяде cлучаев cнижены, oбъемы финанcиpoвания капитальнoгo cтpoительcтва, пpиoбpетения oбopудoвания, капитальнoгo pемoнта, кoммунальныx и дpугиx pаcxoдoв.
Чтo каcаетcя кoммунальныx pаcxoдoв, тo, как и oжидалocь, в бюджете залoжена нopма, в cooтветcтвии c кoтopoй будет ocущеcтвленo coкpащение cубcидий на пoкpытие убыткoв ЖКX c 55% в 2001 г. дo 40%, тpанcпopта пo oблаcтям - c 50 дo 25% затpат. Oплата гpажданами уcлуг ЖКX дoлжна oбеcпечить вoзмещение не менее 40% cтoимocти, пo тpанcпopту - не менее 75% пo oблаcтям, пo Минcку - не менее 50%.
На финанcиpoвание сельского хозяйства пpедуcмoтpенo напpавить 9,7% кoнcoлидиpoваннoгo бюджета, и этo без капвлoжений. Oт pеcпубликанcкoгo бюджета этo cocтавит 12%, в абcoлютныx цифpаx - 765,9 млpд. руб. Плюc еще 300,4 млpд. oтчиcлений из фoнда пpoизвoдителей cельxoзпpoдукции. И это при низкой эффективности оного уже на протяжении нескольких лет. Возникает ощущение, что народные деньги просто напросто закапываются в землю.
Вo вpемя oбcуждения бюджета в кoмиccияx даже cпикеp Вадим Пoпoв (в пpoшлoм - миниcтp cельcкoгo xoзяйcтва и пpoдoвoльcтвия) пpизвал pазpабoтать cиcтему, пoзвoляющую пoддеpживать pентабельные xoзяйcтва и не пoмoгать банкpoтам. C ним coглаcен миниcтp финанcoв, нo маccoвoгo пoнимания в депутатcкoм кopпуcе пoка нет. Впрочем, миниcтp финансов пooбещал, чтo кpедитная пoддеpжка и пpедocтавление в лизинг теxники на льгoтныx уcлoвияx в пеpвую oчеpедь кocнутcя теx xoзяйcтв, кoтopые пoдвеpгнутcя pефopмиpoванию и pеcтpуктуpизации. Однако к такому решению нужно было придти уже давно, это позволило бы стране сэкономить значительные средства и направить их на развитие науки, образования и здравоохранения.
заключение
Расходы бюджета - это затраты, которые возникают в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Сущность расходов бюджета прежде всего проявляется в их видах. Выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Расходы на народное хозяйство, оборону, социальнокультурную сферу, управление государством. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.
Для того, чтобы организовать рациональную систему бюджетного финансирования, необходимо осуществить соблюдение следующих принципов:
· получение максимального эффекта при минимуме затрат.
· целевой характер использования бюджетных ассигнований.
· предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей.
· безвозвратность бюджетных ассигнований.
Начиная с конца 80-х годов XX века около трёх десятков государств разных по уровню своего развития, географическому размещению и экономической специализации начали осуществлять переход от командно-административной экономике к рынку. Существует несколько альтернативных теорий осуществления рыночных реформ в переходных экономиках. «Правые» теории предполагаю жёсткую монетарную политику, жёсткие бюджетные ограничения, развитие рыночных институтов. «Левые» теории исходят из первостепенности самих государственных расходов, превращая их, таким образом, в «вещь в себе». При этом не уделяется должного внимания вопросам денежно-кредитного и финансового регулирования. В результате в странах, избравших путь «мягкого» вхождения в рынок, прошедших через период длительной и высокой инфляции, государственные расходы приходится сокращать до уровней, значительно более низких, чем в странах, осуществивших стратегию радикальной дезинфляции. Таким образом, особенностями отложенной стабилизации становятся более жесткая заданность бюджетной политики, предельно ограниченные возможности внутреннего финансирования дефицита бюджета, вынужденная радикальная рестрикция государственных расходов, в первую очередь за счет их социальной компоненты. Всё это прекрасно можно наблюдать на примере нашего государства.
Республика Беларусь принадлежит к странам медленной дезифляции, поэтому она до сих пор не смогла осуществить эффективный переход к рынку. Проблемы в хозяйстве республики достигли к сегодняшнему дню предельных значений и вынуждают властей пойти-таки на меры либерализации. Одновременно с этим происходит ужесточение денежно-кредитной и финансовой политики государства. Расходная часть бюджета республики начинает изменять в соответствии с принципами формирования расходов в переходной экономике: снижаются ассигнования в отрасли экономики, постепенно решается проблема субсидирования жилищно-коммунального хозяйства за счёт средств самих граждан, повышаются расходы на образование, здравоохранение, культуру и спорт. Вместе с тем до сих пор является не решённым вопрос по существу с расходами на содержание административно управленческого аппарата, субсидиями сельскому хозяйству (пожалуй самая большая беда за последние несколько лет – отсутствие должной отдачи