В таких странах постсоциалистический кризис оказался более продолжительным, а падение производства, как правило, - более глубоким. (см. табл. 4)
Таблица 4.
Темпы роста (падения) ВВП в странах медленной дезинфляции
(к предыдущему году).
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Азербайджан |
-11,7 |
-0,7 |
-22,6 |
-23,1 |
-19,7 |
-11,8 |
1,3 |
5,8 |
Армения |
-7,4 |
-17,1 |
-52,6 |
-14,8 |
5,4 |
6,9 |
5,8 |
3,1 |
Беларусь |
-3,0 |
-1,2 |
-9,6 |
-7,6 |
-12,6 |
-10,4 |
2,8 |
10,0 |
Грузия |
-12,4 |
-20,6 |
-44,8 |
-25,4 |
-11,4 |
2,4 |
10,5 |
11,0 |
Казахстан |
-0,4 |
-13,0 |
-2,9 |
-9,2 |
-12,6 |
-8,2 |
0,5 |
2,1 |
Кыргызстан |
3,0 |
-5,0 |
-19,0 |
-16,0 |
-20,0 |
-5,4 |
7,1 |
6,2 |
Литва |
-5,0 |
-5,7 |
-21,3 |
-16,2 |
-9,8 |
3,3 |
4,7 |
6,0 |
Македония |
-9,9 |
-12,1 |
-21,1 |
-9,1 |
-1,8 |
-1,2 |
0,8 |
1,5 |
Молдова |
-2,4 |
-17,5 |
-29,1 |
-1,2 |
-31,2 |
-3,0 |
-8,0 |
1,3 |
Россия |
_ |
-5,0 |
-14,5 |
-8,7 |
-12,7 |
-4,1 |
-3,5 |
0,4 |
Румыния |
-5,6 |
-12,9 |
-8,8 |
1,5 |
3,9 |
7,1 |
3,9 |
-6,6 |
Таджикистан |
-1,6 |
-7,1 |
-29,0 |
-11,0 |
-18,9 |
-12,5 |
-4,4 |
2,2 |
Туркменистан |
2,0 |
-4,7 |
-5,3 |
-10,0 |
-18,8 |
-8,2 |
-8,0 |
-25,9 |
Узбекистан |
1,6 |
-0,5 |
-11,1 |
-2,3 |
-4,2 |
-0,9 |
1,6 |
2,4 |
Украина |
-3,4 |
-11,6 |
-13,7 |
-14,2 |
-23,0 |
-12,2 |
-10,0 |
-3,2 |
Хорватия |
-6,9 |
-21,1 |
-11,7 |
-8,0 |
5,9 |
6,8 |
6,0 |
6,5 |
В некоторых случаях, чтобы убедить национальные власти в том, что программу денежной стабилизации все-таки придется реализовывать, потребовалось несколько всплесков инфляции. Опыт показал: постсоциалистическую денежную стабилизацию можно откладывать, но от нее нельзя отказаться.
Проводимая Центральным банком денежно-кредитная политика напрямую влияет на условия реализации бюджетно-фискальной политики государства. Тенденция сокращения налоговых поступлений в условиях высокой инфляции (эффект Оливьера-Танзи) - хорошо изученный экономический феномен. Длительная высокая инфляция формирует «мягкую» финансовую среду: нет эффективно работающего механизма, обеспечивающего ответственность за выполнение финансовых обязательств; массовой формой ухода от налогов становятся взаимные неплатежи; пренебрежительное отношение к налоговым обязательствам укореняется в качестве социальной нормы, особенно на государственных и коллективных предприятиях. К тому времени, когда политическая элита, наконец, осознает необходимость денежной стабилизации, обусловленное ею ограничение темпов роста денежной массы и соответственно масштаба бюджетного дефицита, ликвидация инфляционных доходов и так далее - все это отнюдь не сопровождается немедленным ростом налоговой дисциплины. В результате в странах, избравших путь «мягкого» вхождения в рынок, прошедших через период длительной и высокой инфляции, государственные расходы приходится сокращать до уровней, значительно более низких, чем в странах, осуществивших стратегию радикальной дезинфляции (см. рис. 1-4).