При передаче грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно день предъявления передаточной ведомости сдающей стороной принимающей стороне считается днем предъявления груза, и с 0 ч следующих календарных суток ответственность за срок доставки груза возлагается на принимающую сторону. Передача грузов водным транспортом железнодорожному и обратно осуществляется по передаточным ведомостям, установленной формы.
Передаточные ведомости составляются сдающей стороной в четырех экземплярах, из которых два экземпляра предназначаются для водного и два - для железнодорожного транспорта.
Эта передаточная ведомость является документом, удостоверяющим наличие груза, подготовленного к передаче железной дорогой порту (пристани).
Станция, порт (пристань) не вправе отказываться от приема передаточных ведомостей и грузов в пределах плановой среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы перевалки.
На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны расписаться и наложить штемпели календарным днем предъявления передаточных ведомостей.
В тех случаях, когда грузы не передаются одновременно с предъявлением передаточных ведомостей, их фактический прием и передача удостоверяются подписями агентов обеих сторон на ранее предъявленных передаточных ведомостях с наложением на них вторых календарных штемпелей сдающей и принимающей сторон.
Если при передаче окажутся грузы, которые на основании настоящих Правил не могут быть приняты, такие отправки вычеркиваются из передаточной ведомости с отметкой о причине отказа в приеме за подписями агентов сдающей и принимающей сторон и с наложением календарных штемпелей.
Грузы при передаче их с железнодорожного транспорта на водный и обратно взвешиваются по требованию принимающей стороны: на вагонных весах - средствами железной дороги, на товарных весах - средствам порта (пристани) перевалки. Приписка весов портов (пристаней) к станциям железных дорог необязательна. При перевалке с железнодорожного транспорта на водный и обратно навалочных грузов вес тары вагонов определяется по трафарету, нанесенному на вагоне.
Результаты проверки веса груза вписываются в книги взвешивания груза: при перевеске на вагонных весах - станциями железных дорог, а при перевеске на товарных весах - портами (пристанями) перевалки. Записи в этих книгах скрепляются подписями приемосдатчиков сдающей и принимающей сторон. Подача вагонов на вагонные весы и уборка их с вагонных весов производится средствами железной дороги. Время на подачу вагонов на весы, на взвешивание и на уборку их с весов в срок погрузки пли выгрузки не включается.
Порядок перевалки грузов устанавливается по каждому перевалочному пункту узловым соглашением. Узловые соглашения заключаются между железной дорогой и пароходствами (портами пли пристанями), а в соответствующих случаях - между морскими и речными пароходствами (портами или пристанями). Порожние вагоны, подаваемые под погрузку, должны быть исправны в техническом отношении и очищены в соответствии с родом груза, под который они подаются. В случаях, предусмотренных правилами перевозки, вагоны должны быть также промыты и продезинфицированы.
После выгрузки грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, а также других грузов, выгрузка которых производится портом (пристанью), вагоны должны быть очищены его средствами. Порожние вагоны, подаваемые под погрузку, должны быть исправны в техническом отношении и очищены в соответствии с родом груза, под который они подаются. В случаях, предусмотренных правилами перевозки, вагоны должны быть также промыты и продезинфицированы.
После выгрузки грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, а также других грузов, выгрузка которых производится портом (пристанью), вагоны должны быть очищены его средствами.
Ответственность за целость и сохранность грузов до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне.
За невыполнение среднесуточной плановой или согласованной сгущенной нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона уплачивает штраф. За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше установленных сроков, а также за задержку приема груженых вагонов порты уплачивают железной дороге штрафы.
Оплата провозных платежей и сборов за перевозку и перевалку грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производится грузоотправителями и грузополучателями наличными деньгами пли чеками.
Провозные платежи и сборы, не взыскиваются пароходствами или железными дорогами в пунктах отправления, взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза на основании за верительных штемпелей, проставленных на накладной, дорожной ведомости и ее копии станцией железной дороги или портом перевалки.
Коммерческими операции являются:
1. переадресовка груза;
2. паузка судна или перевалка груза;
3. реализация груза в случае угрозы его сохранности из-за порчи.
В пути должны быть обеспечены наблюдения за качественным состоянием груза и контроль за его сохранностью. Переадресовкой называется изменение пункта назначения груза или плота принятого к перевозке (буксировке) и находящегося в порту отправления, в пути следования или в порту назначения. Изменение получателя груза (плота) без изменения пункта назначения, а также переадресовка груза, выгруженного в пункте назначения, переадресовкой не является. Право переадресовки имеет грузовладелец, устав ВВТ предусматривает за переадресовку штраф. Переадресовка в обратном направлении или повтор не разрешается. Скоропортящиеся грузы можно переадресовать в том случае, если в новый пункт назначения могут быть доставлены в течение срока действия сертификата или качественного удостоверения. Переадресовку судовых отправок, плотов и негабаритных грузов производят с разрешения начальника пароходства, а мелких отправок - начальника порта. О переадресовке отправитель или получатель груза подает заявление пароходству или порту, прилагая к нему квитанцию по приему груза к перевозке. В заявлении должно быть указано:
1. Наименование и вес груза или объем плота.
2. Номер накладной и номер судна или плота.
3. Отправитель груза - порт отправления.
4. Порт первоначального назначения и наименование получателя.
5. Порт нового назначения и наименование нового получателя.
6. Причины переадресовки.
7. Какой организации или должностному лицу доверяется произвести в порту переадресовки, оформление транспортных документов и расчеты по ним за груз, подлежащих переадресовки.
Переадресовку по грузам ПВС или ПСЖВС с согласия начальника соответствующей дороги или морского пароходства оформляют следующим образом:
1. Если груз пли плот переадресован в пункт, расположенный ближе первоначального пункта назначения, то в накладную, квитанцию и дорожную ведомость вносят соответствующие изменения в пункты получателя к назначению, а провозную плату исчисляют до первоначального пункта назначения.