Экономическая мотивация
Существует несколько основных положений о премиях, которые являются универсальными для любой фирмы:
- премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях;
- премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная и групповая работа;
- должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения производительности;
- работники должны чувствовать, что премия зависит от дополнительных, а не нормативных усилий;
- дополнительные усилия работников, стимулированные премией, должны покрывать затраты на выплату этих премий.
Возможные способы экономического стимулирования для торговых групп:
- индивидуальные комиссионные с объемов продаж;
- индивидуальная премия за вклад в общую прибыль;
- групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год;
- групповая система долевого участия в прибыли;
- продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой.
Общие сведения
Учебный социально-психологический тренинг «Общение при производственной деятельности» разработан в лаборатории социально-психологических исследований учебно-тренажерного центра г. Нерюнгри.
Настоящий тренинг разработан кандидатом психологических наук доцентом Г.М. Парсадановым и социологом Л.М. Тихоновой.
Данный тренинг предусматривает обучение навыкам общения при производственной деятельности руководителей, специалистов и рабочих предприятия.
Основные цели тренинга заключаются в следующем:
а) обучение приемам, способам эффективного общения при производственной деятельности;
б) активация учебного процесса в системе непрерывного образования, а также при проведении семинаров, совещаний и т.п.
в) формирование социально-психологической позиции участника тренинга;
г) улучшение социально-психологического климата в трудовом коллективе;
д) повышение психологической и организационной культуры работников и коллектива.
В ходе тренинга от участников требуется готовность и умение открыто предъявить собеседнику свою позицию, собственное мнение. Одно из средств на этом пути – отказ от безлично универсальных суждений типа «обычно считается», «говорят», «полагают». Часто подобные безличные формы сознательно или неосознанно служат именно сокрытию личной позиции. Замена приведенных выше типов суждений личными формами типа «я считаю», «я полагаю», «я сомневаюсь» способствует построению доверительных отношений с партнером, в качестве которого может выступать один человек, одновременно несколько собеседников или целая аудитория.
Организация тренинга
Тренинг рассчитан на поэтапное проведение в течение 2-4 часов.
Особое внимание необходимо обратить на подготовку проведения тренинга, которая заключается в следующем:
- оформление помещения;
- обеспечение раздаточными материалами и техническими средствами (анкеты, ручки, экран и проектор);
- формирование групп.
Помещение для тренинга должно быть светлым, просторным, по возможности изолированным от внешнего шума и других помех (телефонные звонки и т.п.). Существенным моментом является размещение обучаемых таким образом, чтобы все участники видели и слышали друг друга (например по кругу), давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных (т.е. несловесных) проявлений (реакций). При этом необходимо для участников тренинга предусмотреть возможность делать записи (наличие столов и т.п.).
Для организации тренинга использовалось арендованное помещение – актовый зал. В центре зала находился стол для ведущего тренинга и экран с проектором для наглядной демонстрации материала. Столы участников тренинга были расположены вокруг ведущего, таким образом, чтобы участники сидели парами. Ведущий тренинга – специалист по социологии и психологии, кандидат психологических наук Варвина О.А. Финансирование тренинга проводилось средствами предприятия ООО «Айгуль». Общая сумма финансирования составила около 14 000 руб.
В тренинге участвовали 24 человека. Состав приведен в таблице 3.2.
Качественный состав участников тренинга
Таблица 3.2
Ф.И.О участника |
Должность |
Возраст, полных лет |
Стаж работы в ООО «Айгуль», лет |
Образование |
Павлова И.А. |
Заведующая отделом продаж |
41 |
6 |
Высшее |
Трофимова Е.И. |
Заведующая складом |
36 |
3 |
Высшее |
Петров О.Е. |
Менеджер по продажам |
37 |
5 |
Высшее |
Бекетова О.Н. |
Специалист по кадрам |
46 |
6 |
Высшее |
Рогозина М.А. |
Менеджер по персоналу |
31 |
1 |
Высшее |
Бойко Л.А. |
Бухгалтер |
42 |
2 |
Высшее |
Савельева Т.И. |
Бухгалтер |
47 |
3 |
Высшее |
Павлов Н.К. |
Торговый агент |
29 |
1 |
Средне-специальное |
Зяблова А.Ю. |
Торговый агент |
24 |
2 |
Высшее |
Самойлова Е.А. |
Юрисконсульт |
31 |
3 |
Высшее |
Вяземова Т.Ю. |
Старший продавец |
40 |
6 |
Средне-специальное |
Итыгина Т.И. |
Старший продавец |
36 |
7 |
Средне-специальное |
Бурко С.Е. |
Продавец-кассир |
22 |
1 |
Средне-профессиональное |
Светлова Е.Е. |
Продавец-кассир |
28 |
3 |
Средне-профессиональное |
Амосова А.И. |
Продавец-кассир |
30 |
3 |
Средне-специальное |
Бариченко Т.М. |
Продавец-кассир |
41 |
2 |
Средне-профессиональное |
Силакова С.Л. |
Продавец-кассир |
26 |
1 |
Средне-профессиональное |
Ветрова Т.Ю. |
Продавец-кассир |
27 |
1 |
Средне-профессиональное |
Теплов В.В. |
Грузчик |
24 |
2 |
Средне-профессиональное |
Корытнюк А.М. |
Грузчик |
25 |
1 |
Средне-специальное |
Федько Т.Е. |
Уборщица |
49 |
4 |
Среднее |
Кротова С.Н. |
Уборщица |
35 |
2 |
Средне-профессиональное |
Сомченко Е.А. |
Работник склада |
32 |
3 |
Средне-профессиональное |
Хворова К.Г. |
Работник склада |
28 |
1 |
Среднее |
Среднее значение |
33,6 |
2,9 |