Для анализа факторов внешней среды предприятия будем использовать PEST – Анализ. PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
Анализ факторов внешней среды приведен в приложении 4.
Политические факторы в силу специфики отрасли почти никакого влияния на развитие компании не оказывают. Можно отметить только выраженное влияние факторов изменения денежно-кредитной и налоговой политики республики и Нерюнгринского района, а также отношения с иностранными государствами и странами ближнего зарубежья, предприятия которых являются косвенными поставщиками алкогольной продукции ООО «Айгуль». Данные анализа влияния социальной и демографической среды свидетельствуют о существенном влиянии традиций, культурного уровня и уровня образования населения.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) складывается выгодная для развития малого предпринимательства обстановка. Республиканское правительство и муниципальное управление создают благоприятную среду для развития малого бизнеса в республике (законодательная и информационная поддержка, низкие кредитные ставки, выгодная аренда муниципальной собственности и т.д.).
Как видно из приведенной таблицы, факторы экономической среды оказывают отрицательно и положительное влияние на деятельность компании.
При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:
- размеры и темпы изменения размеров рынка;
- размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;
- общий уровень экономического развития;
- масштабы правительственной поддержки отрасли.
Наибольшее отрицательное влияние оказывают факторы:
- уровень развития конкурентных отношений;
- система налогообложения и качество экономического законодательства;
- общая конъюнктура национального рынка.
Технологические факторы также не оказывают существенного влияния на сферу деятельности компании, так как ООО «Айгуль» - предприятие непроизводственной сферы. Влияние оказывают только инновации в области торгового оборудования и технологий, а также факторы совершенствования маркетинговой и кадровой политики (рекламные технологии, программы обучения кадров по западным технологиям и т.д.).
В некоторых теориях природно-экологические факторы занимают одно из ведущих мест. Основной причиной, которая объясняет такое отношение к природной среде в этих теориях, является тезис о том, что развитие предпринимательства сдерживается ограниченностью ресурсов.
Природно-экологическая среда характеризуется следующими факторами:
- природно-климатические условия;
- размещение больших промышленных центров;
- территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов;
- состояние экологической среды и ее влияние на производство.
Город Нерюнгри является сравнительно небольшим промышленным городом республики. В результате анализа влияния экологических факторов на предприятия малого бизнеса республики были выявлены незначительные факторы как позитивного (наличие и разработка природных ресурсов), так и негативного влияния (неблагоприятные природно-климатические и экологические условия для проживания).
Анализ потребителей.
Рынок алкогольной продукции и безалкогольных напитков – один из самых быстрорастущих в России. Это обеспечивается постоянным спросом, а также высоким ассортиментом предоставляемой продукции.
На следующей диаграмме представлен сегмент рынка мелкооптовой и розничной торговли алкогольными и безалкогольными напитками в общем товарообороте продуктов питания Нерюнгринского района в 2008 году.
Рисунок 1
На следующей диаграмме представлена динамика изменения объема продаж (процент от общей доли рынка) алкогольной и безалкогольной продукции за 2004-2008 год:
Рисунок 2
Сегментация рынка алкогольной продукции Нерюнгринского района представлена в следующем виде:
1) 54% - люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 10000 рублей в месяц на члена семьи
2) 22% - «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 5000 рублей в месяц на члена семьи
3) 5% - «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 30000 рублей
4) 9 % - бизнесмены – от 50000 рублей
5) 10% - студенты
Рассмотрим рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице 2.2.
Характеристика потребителей алкогольной продукции Нерюнгринского района
Таблица 2.2
Потребители по полезным свойствам |
Потребители по демографическому признаку |
Потребители по поведенческому признаку |
Потребители по психографическому признаку |
Популярные фирмы |
Экономия (низкая цена) |
Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные |
Активные пользователи |
Ипохондрики, с консервативными вкусами |
Те магазины, у которых цена наиболее приемлемая (низкая) |
Качество |
Деловые люди, имеющие постоянное место работы |
Активные пользователи |
Активные, уверенные в себе люди |
По приемлемости цены, имеющиеся в продаже |
Соответствие модным тенденциям |
Молодежь, до 27 лет, студенты и служащие |
Любители авангарда, новаторы, экспериментаторы |
Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей |
продукция импортного производители |
Исходя из приведенных данных можно посоветовать ООО «Айгуль» продолжать политику гибкого уровня цен и ассортимента, рассчитанного на людей со средним достатком.
Анализ поставщиков.
Основными поставщиками ООО «Айгуль» являются такие производители как АО «Балтика», Кубань-вино, ООО Корнет (г. Москва) – поставки алкогольной продукции (вино, коньяк, специализированные алкогольные напитки) из стран СНГ и дальнего зарубежья, ООО ТД Вилаш, ООО ТД Винерон, АО Алкопром, АО АлкоПремиум, ООО БайкалФарм, ООО Исток-Амур, ОАО Кристалл, ООО ТД Немирофф, Мариинский спиртовой комбинат, ООО ОША, ЗАО Русский алкоголь и другие.
Наиболее привлекательными для ООО «Айгуль» с точки зрения стоимости, доставки и гарантии качества являются:
- АО «Балтика»;