Проведем структурный анализ конкурентной среды (модель 5 сил):
1. Новые конкуренты. ООО «Айгуль» является наиболее крупным реализаторам алкогольной продукции на рынке Нерюнгринского района по ассортименту продукции, гибкости скидок и обслуживания, ценам и имиджу фирмы. Угроза проникновения на рынок новых конкурентов фирме практически не грозит, так как компания уже прочно завоевала потребительские позиции.
2. Угроза замены. Поскольку алкогольная продукция ООО «Айгуль» разнопрофильна и реализуется в достаточном ассортименте по доступным ценам, оптом и в розницу степень угрозы того, что заменители – прямые или косвенные – повлияют на деятельность организации практически равна нулю.
3. Власть покупателей. Власть покупателей практически не оказывает влияния на деятельность исследуемого предприятия, так как ассортимент продукции очень высок, продукция конкурентоспособна, а данная отрасль характеризуется низкой эластичностью спроса по цене.
4. Власть поставщиков. В Российской Федерации и за рубежом достаточно большое количество фирм занимаются производством алкогольной продукции, что обеспечивает отсутствие доминирования в среде поставщиков. Для производителя алкогольной продукции важна угроза выхода на рынок и продвижения товаров заменителей, поэтому как поставщики они обеспечивают доступность цены, качество и гарантии товара.
5. Из существующих мелкооптовых и розничных магазинов алкогольной продукции ООО «Айгуль» является самой крупной и самой долговременной в Нерюнгринском районе. Основными конкурентами ООО «Айгуль» по поставке и мелкооптовой и розничной реализации алкогольной продукции в Нерюнгринском являются ООО «Вист», ООО «Вино-Маркет», ТД «МИР ПИВА».
Проведем анализ сильных и слабых сторон фирмы ООО «Айгуль» и основных ее конкурентов. Обозначим факторы влияния и рейтинговую оценку по 5-балльной шкале:
«5» – если данный признак на предприятии полностью проявляется;
«4» – если данный признак проявляется в достаточной степени;
«3» - если данный признак проявляется не полностью;
«2» – если данный признак проявляется слабо;
«1» – если данный признак не проявляется.
Сравнительный анализ конкурентов приведен в приложении 4.
Как видно из анализа, средняя рейтинговая оценка факторов привлекательности для потребителя конкурентов ООО «Айгуль» ниже, чем у нашей фирмы. Следовательно, опасность влияния существующих конкурентов на рынке алкогольной продукции Нерюнгринского района достаточно низкая.
В соответствии с результатами анализа для фирмы выделена следующая концепция поведения: фокусирование на определенной группе товаров (алкогольная продукция и безалкогольные напитки) и расширение рынка в северо-западные районы Якутии и в сторону Амурской области.
Проведем анализ внутренней среды организации по методу SNW и методу экспертных оценок.
Метод SNW проведем по сильным и слабым сторонам организации в разрезе различных сфер деятельности в приложении 5.
Как видно из анализа, самой слабой стороной управления предприятием является кадровая политика: низкий уровень подготовки и квалификация сотрудников, высокая текучесть кадров, отсутствие мотивации персонала, отсутствие контроля за циклами найма рабочей силы.
Проведем оценку различных аспектов деятельности организации ООО «Айгуль» по методу Дельфи:
Введем обозначения сфер деятельности:
F1 - производственная деятельность;
F2 - финансовая деятельность;
F3 - снабжение материально-техническими ресурсами;
F4 - управленческая деятельность;
F5 - маркетинговая политика;
F6 - технологическая политика;
F7 - управление персоналом;
F8 - инновационная деятельность;
F9 - рекламная деятельность;
F10 - организационная структура и имидж организации.
Оценки:
8-9 баллов – отличная;
6-7 баллов – хорошая;
4-5 баллов – удовлетворительная;
ниже 3-х – слабая.
В качестве экспертов были опрошены специалисты ООО «Айгуль»: генеральный директор, директор филиала мелкооптового магазина, старший товаровед, старший экономист, инспектор кадров, главный бухгалтер, администратор торгового зала, старший продавец, специалист отдела планирования, специалист по рекламе и PR.
Результаты сведем в таблицу:
Экспертные оценки состояния сфер деятельности предприятия
Таблица 1.7
Эксперты | Виды деятельности (F) | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Эксперт 1 |
6 |
9 |
8 |
9 |
8 |
8 |
6 |
6 |
9 |
9 |
Эксперт 2 |
7 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
4 |
5 |
9 |
8 |
Эксперт 3 |
8 |
8 |
8 |
9 |
8 |
8 |
4 |
7 |
9 |
8 |
Эксперт 4 |
8 |
9 |
7 |
7 |
7 |
8 |
3 |
7 |
8 |
8 |
Эксперт 5 |
8 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
9 |
8 |
Эксперт 6 |
7 |
7 |
9 |
8 |
7 |
7 |
5 |
5 |
9 |
9 |
Эксперт 7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
5 |
5 |
9 |
9 |
Эксперт 8 |
9 |
8 |
8 |
9 |
7 |
8 |
4 |
6 |
7 |
8 |
Эксперт 9 |
6 |
9 |
8 |
7 |
8 |
9 |
3 |
6 |
9 |
7 |
Эксперт 10 |
6 |
8 |
6 |
7 |
9 |
6 |
4 |
6 |
8 |
9 |