Р - принимает решение, утверждает документ.
Теперь проследим взаимодействие по данному минимуму функций внутри службы управления персоналом[19] (Таблица 9).
Таблица 9
Схема функциональных взаимосвязей внутри службы управления персоналом ООО «БазэлЦемент» в рамках существующего процесса адаптации
Наименование функций | Наименование должностной единицы | |||
Директор по персоналу | Ведущий специалист по подбору персонала | Специалист по кадровому делопроизводству | Ведущий специалист по компенсациям и льготам | |
1. Оформление предложений о работе финальным кандидатам | Р | О | У | - |
2. Проведение ознакомительного собеседования | У | О | - | - |
3. Предоставление необходимых документов | С | О | У | - |
Условные обозначения:
О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, оформляет окончательный документ;
У - участвует в выполнении данной функции;
П - представляет исходные данные для выполнения функции;
С - согласовывает документ по данной функции;
Р - принимает решение, утверждает документ.
Анализ существующего процесса адаптации показал, что адаптация персонала как функция службы управления персоналом практически отсутствует, а если и принять ее как за условно существующую, то она направлена на адаптацию новых сотрудников и не способна адаптировать сотрудника переведенного на другую должность внутри компании.
Такое построение процесса адаптации вряд ли способно выполнить основные цели процесса адаптации.
Выводы
Каждая компания сталкивается с проблемой адаптации новых сотрудников. Интерес к внедрению систем адаптации растёт, так как руководители компаний на собственном опыте начинают понимать, что плохо продуманная и организованная, либо вообще отсутствующая система адаптации может являться основной причиной ухода новых сотрудников в первые месяцы работы. Таким образом, компания, которая не заботится о новичках, если не теряет сотрудников, то сталкивается с падением производительности труда. Работодатели, ведущие с новичками целенаправленную работу, получают от новых сотрудников больше отдачи и проявления инициативы.
При фактически отсутствующей системе адаптации процесс знакомства новичка с компанией и будущей работой укладывается в один день; в компаниях, устраивающих для новичков водные курсы и тренинги (а таких в последнее время становится все больше), адаптация занимает в среднем от недели до месяца, иногда, в зависимости от специфики компании и предлагаемой новому сотруднику работы, этот период может занимать до трех, или даже шести месяцев.
Для комплексного решения проблем, возникающих в области адаптации персонала, необходимы не отдельные меры по введению в должность, а именно документировано оформленная и строго контролируемая система адаптации персонала как часть общей системы управления в компании.
5.1 Цели проектирования
Цель разработки проекта:
ü ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность;
ü информирование нового сотрудника полным объемом информации, необходимым для эффективной работы (основные нормы корпоративной культуры и правила поведения, используемые в компании технологии, стандарты, нормативы);
ü применение объективных критериев и процедуры оценки успешности прохождения новым сотрудником испытательного срока;
ü уменьшить стартовые издержки за счет уменьшения сроков достижения новым сотрудником установленных стандартов выполнения работ;
ü развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой и снятию стрессового состояния специалиста (снижение тревожности и неуверенности в связи с новой ситуацией).
5.2 Перечень основных проектных предложений
Перечень проектных предложений, направленных на повышение уровня организации управления персоналом в организации по адаптации персонала:
ü обучение на рабочем месте (наставничество);
ü обучение вне рабочего места (семинары, курсы);
ü наличие подробного описания работы и т. д.
ü научная организация рабочего места и рабочего процесса;
ü ознакомление сотрудника с традициями, нормами жизни;
ü представление коллегам;
ü участие в тренингах, ролевых играх;
ü привлечение к выполнению общественной работы;
ü приглашение работника к участию во внерабочих мероприятиях;
ü ознакомление с историей организации, клиентами и партнерами, ключевыми процедурами компании;
ü разъяснение особенностей организационной структуры, знакомство с ключевыми процедурами компании;
ü разъяснение особенностей начисления заработной платы;
ü ознакомление с положениями, стандартами о мотивационных программах организации, ознакомление с правилами трудового распорядка, требованиями, предъявляемыми к организации рабочего пространства, приему пищи, перекурам.
5.3 Предполагаемые факторы и источники эффективности от внедрения проектных предложений
В результате внедрения и грамотного управления процесса адаптации сотрудников возможно получение значимых результатов, которые можно разделить на субъективные и объективные.
К объективным результатам, как правило, относят:
• снижение издержек по поиску нового персонала;
• уменьшение числа увольнений сотрудников, проходящих испытательный срок как по инициативе администрации компании, так и по желанию самого сотрудника;
• сокращение времени, необходимого на то, чтобы деятельность отдельного работника начала влиять на конкурентоспособность организации;
• уменьшение временных затрат других сотрудников на адаптацию новичков, что позволит им больше времени уделить непосредственным обязанностям.
Субъективные результаты можно представить как улучшение организационного климата в компании; формирование лояльности у сотрудника с первых дней его работы и тем самым стимулов и желания работать в организации длительное время; удовлетворенность работой и компанией в целом.
В результате выполненной научно-исследовательской работы было обращено внимание сотрудников службы управления персоналом на важные теоретические подходы в управлении персоналом организации. Также были выявлены некоторые недочеты в кадровом делопроизводстве и научно обусловлено направление кадровой политики компании.