Целью организации любого производства является получение прибыли. Составляющим прибыль показателем является выручка от реализации готовой продукции, уменьшенная на себестоимость продукции. Чтобы оценить рентабельность вновь создаваемого производства, рассчитаем калькуляцию себестоимости. Формирование данного показателя, а также его динамика, в течение рассматриваемого периода представлена в приложении Л.
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что с ростом объема производства и реализации прибыль предприятия постепенно увеличивается. Это, прежде всего, связано с ростом производства, а также с делением издержек на постоянные и переменные (рассматриваемое производство не является материалоемким, т.к. основная часть затрат приходится на сырьевые компоненты, следовательно доля постоянных затрат в результирующей сумме невелика). Для производства видеосистем постоянными будут являться: амортизационные отчисления, арендная плата и оплата услуг санитарно-гигиенической службы. Все остальные затраты, включаемые в себестоимость продукции являются переменными. Суммарный удельный вес постоянных затрат в выручке предприятия от реализации в 2010 году по сравнению с 2008 снизится в полтора раза: 0,09 % - в 2008 г., а в 2010 уже – 0,06%. Динамика показателей удельных весов приведена в приложении 10/1 (там же рассчитан показатель рентабельности – так называемой затратной рентабельности, т.е. прибыль, приходящаяся на каждый рубль издержек).
Как видно из приложения Л, данное производство характеризуется значительной положительной динамикой, выпуск цифровых систем видеонаблюдения имеет очень высокий показатель рентабельности, что позволяет получить очень высокую отдачу, и, соответственно, вернуть инвестированные средства.
Рост реализации, а вслед за ним и составляющих ее показателей – себестоимости и чистой прибыли показан в приложении Л. Из приведенных данных видно, что рост чистой прибыли превышает рост себестоимости производства продукции, следовательно, наибольший темп роста принадлежит показателю рентабельности, что положительно характеризует рассматриваемое производство; рост чистой прибыли является фундаментом финансовой устойчивости ООО «Парнас-Плюс».
План маркетинговой деятельности. Рассмотрим в данном разделе стратегию маркетинга, направляющими которой являются решения вопросов выбора системы распространения, политики ценообразования, а также сбыта готовой продукции.
Учитывая специфику продукта и основываясь на проведенном анализе, при реализации проекта для достижения максимального результата необходимо сосредоточить основные усилия на прямом маркетинге. Такой маркетинг не требует больших финансовых ресурсов, однако нуждается в хорошей координации работ. Основной упор будет делаться на прямую почтовую рассылку предложений потенциальным клиентам. Сотрудники компании будут регулярно посещать коттеджные поселки, расположенные в окрестностях города и предлагать потенциальным клиентам ознакомиться с системой.
В течение первого года большинство продаж будет осуществляться непосредственно сотрудниками фирмы. Однако потенциальными и действующими дилерами систем являются фирмы, осуществляющие монтаж и наладку систем безопасности, соответствующие подразделения МВД, объем продаж через которых будет возрастать.
Одним из наиболее сильных стимулирующих факторов является возможность предложения клиенту базовой комплектации системы с широким набором дополнительных опций. По мере развития проекта и создания дистрибьюторской сети в объеме продаж будет возрастать доля процессорных блоков данной системы. Это потребует перехода на более широкую и агрессивную рекламу в различных средствах массовой информации. Т.е., все управленческие силы предприятия в период с 2009 по 2011 год будут направлены на усиление финансовой устойчивости предприятия и на максимизацию финансового результата.
Политика ценообразования на продукцию заключается в ориентации на потребителя. Базируясь на опыте работы ООО «Парнас-Плюс» на строительном рынке и, зная темпы роста сопутствующих рынков, на продукцию, предлагаемую к производству данным планом, новое подразделение ООО «Парнас-Плюс» может заложить достаточно высокий норматив прибыльности (высокий в сравнении с большинством стандартных предложений, но не для сферы инновационных разработок). Ценовая политика – основные ее вопросы отражены в приложении М.
Данный бизнес-план не предусматривает появления отдельно выделенной службы формирования спроса и стимулирования сбыта, т.к. планируемое производство является структурным подразделением действующего предприятия, в структуре которого эти функции выполняются группой специалистов по продажам.
Управление и организация. Форма организационно-правовой деятельности предприятия – общество с ограниченной ответственностью. В плане персонала рассмотрено штатное расписание. Для потребностей подразделения наиболее приемлемой является линейно-функциональная структура управления, представленная на рисунке 3.1.
План по рискам. Он должен предусматривать конкретные решения руководителя вследствие возникновения причин, отрицательно влияющих на финансовый результат деятельности предприятия.
Наиболее значимым риском для ООО «Парнас-Плюс» является законодательный риск – он обусловлен возможностью резкого изменения различных законодательных актов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Как со стороны изменения налогового бремени, так и со стороны снижения дотирования отдельных отраслей народного хозяйства, особенно отрасли сельского хозяйства (т.к. предприятия зависит от сырьевой обеспеченности). Влияние прочих рисков – ничтожно в сравнении с вышеуказанным. А влияние законодательного риска наиболее трудно предсказуемое в условиях России.
Также весомым риском для предприятия является риск отсутствия потребительского спроса. Но для устранения этого риска, предприятию необходимо разработать грамотную стратегию продвижения товара.
Финансовый план является завершающим этапом разработки бизнес-плана. Сначала рассмотрим вопрос распределения чистой прибыли. Из чистой прибыли формируются фонд накопления и фонд потребления. Пропорция распределения – 85% и 15%, соответственно. Такое соотношение продиктовано необходимостью пополнения оборотных средств предприятия, а также необходимостью возврата инвестированных средств (общая сумма инвестиций составила 1246500 тыс. руб.). График погашения задолженности приведен в таблице 3.5. Пути расходования чистой прибыли отражены в приложении Н.
Для того, чтобы оценить денежные потоки и остатки средств на начало и конец периода составляется баланс движения денежных средств, в нем отражаются все поступающие на предприятие средства, и все платежи, производимые им. Баланс движения денежных средств представлен в приложении П.
Таблица 3.5 - Погашение кредита ООО «Парнас-Плюс»
Период погашения, г. |
2010 |
2011 |
2012 |
Сумма, т.руб. |
200000 |
500000 |
546500 |
Проценты за пользование капиталом, т.руб. |
62250 |
62 250 |
62 250 |