рефераты по менеджменту

Совершенствование организационного поведения сотрудников ООО "Элит-С"

Страница
9

7)степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации.

Первые три вопроса относятся к качеству решения, последние четыре — к факторам, ограничивающим согласие подчиненных.

Чтобы определить стиль руководства в конкретной ситуации, руководитель, начиная с левой стороны дерева решений, отвечает на каждый вопрос, находит, таким образом, критерий проблемы и подбирает соответствующий стиль руководства.

Ситуационные модели в теории управления выявили необходимость гибкого подхода к руководству. Для управляющего, который желает работать эффективно. Ни одна из рассмотренных моделей не является совершенной, и каждая имеет множество сторонников и противников. Однако все специалисты в области управления персоналом согласны с необходимостью дальнейших исследований в этой области. Нет ответа, какой стиль лучше. Скорее общее мнение сводится к тому, что эффективный руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

Критерии эффективности стилей взаимодействия работников трудового коллектива

Типологии методов определения личностных качеств работников и особенностей ролевого распределения в группе, отношения работников группы друг к другу, достаточно многообразны, но наиболее часто выделяют следующие комплексы методов[17, c.32]:

- метод наблюдения (внешнего) состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики человека. Метод требует значительного времени, специальной подготовки и трудоемок;

- метод самонаблюдения (интроспекции) - наблюдение человека за собственными психическими проявлениями. Обычно выводы, которые делает человек на основе самонаблюдения, субъективны, неадекватны и могут использоваться для анализа самооценки и при сравнении с мнением окружающих;

- многочисленная группа личностных вопросников, или тестов, позволяющих определить различные свойства и качества личности, такие как темперамент, характер, интеллект, склонность к творчеству, мотивы поведения, ценностные ориентации, факторы, влияющие на поведение.

Эти вопросники выявляют стороны личности с помощью анализа и группировки ответов испытуемого. Ответы обычно имеют форму меню, т.е. требуется выбрать один из вариантов предусмотренных ответов. Поскольку ответы дает сам опрашиваемый, получаемые данные содержат значительный элемент субъективизма, на качество ответов влияет и психологическое состояние опрашиваемого, и степень фактического знакомства с ситуацией, поведение в которой предлагается охарактеризовать;

- проективные методы, основанные на выводах психологической науки о том, что субъект сознательно или несознательно переносит, проектирует свои психологические свойства, состояния на внешние объекты, что отражается в интерпретации им того или иного стимулирующего материала. Профессиональный психолог в состоянии распознать за ассоциациями, вызываемыми у субъекта стимулирующим материалом (кляксы, картинки и т.п.), особенности его личности, мотивов, ценностей, работу подсознания. При использовании данных методов присутствие опытного профессионала в области психологии обязательны;

- социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений, ролей и статусов членов группы, в т.ч. выявления неформальных лидеров, психологической совместимости. Есть комплекс тестов для определения социально-психологического климата в группе, отношения к лидеру, к руководителю, для выявления стиля руководства.

- методы анкетирования, интервью, беседы, позволяющие получать информацию путем ответа на письменные и устные вопросы специалиста. Данные методы широко применяются в системе маркетинга, при необходимости выявления отношения к труду, различного вида социологических исследованиях и требуют участия специалистов для разработки программы исследования, для его организации, проведения и последующей интерпретации результатов.

Существенным фактором выбора того или иного метода, теста является его валидность (соответствие тому, для чего он предназначен) и надежность (тест позволяет получать одни и те же результаты, независимо от количества опрашиваемых и контрагента)[29, c.67]

Конечной целью выбора стиля руководства и взаимодействия сотрудников организации является эффективная работа сотрудников предприятия в направлении достижения его целей. Таким образом, эффективность стиля руководства можно определить посредством показателей качества, результативности и сложности труда (Таблица 1.4)

Показатель качества труда объединяет целый ряд характеристик, не имеющих количественного измерения, однако, допускающих качественные экспертные оценки. К ним следует отнести такие характеристики как социально-психологический климат в коллективе, наличие деловой рабочей атмосферы, дизайн и чистоту помещений для персонала, качество оформления документов, отсутствие сбоев и ошибок в работе.

Таблица 1.4

Показатели качества, результативности и сложности труда

Показатель

Способ расчета

Достоинства

Недостатки

Производительность труда (выработка на 1 работника), руб/чел

Отношение объема выпущенной продукции к Общей численности работников, занятых в производстве

Характеризует часть продукции в расчете на 1 работника. и позволяет судить о производственном потенциале персонала.

Допускает завышение затрат и численности работников.

Динамика несопоставима в

условиях инфляции

Соотношение темпов роста производит. труда и заработной платы, %

Отношение прироста

Производит. труда к приросту средней заработной платы

Позволяет судить о позитивном

развитии или негативном соотношении темпов роста («проедание»)

Показывает только динамику, а не источники тенденций. Зависит от стоимости рабочей силы и цены товара.

Фонд оплаты труда заработной платы), руб.

-

Общий фонд основной и

Дополнительной заработной платы, включаемый в

Себестоимость продукции

Позволяет контролировать

размеры и удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции. Является базой для налогообложения.

Зависит от величины

предприятия, товарной продукции и внешних факторов (налоги, монопольность, численность)

Средняя заработная

плата 1 работника, руб./чел.

Отношение общего фонда

оплаты труда к общей

численности персонала

Характеризует уровень оплаты

труда и динамику ее изменения по периодам времени.  

Зависит от цены продукции и внешних факторов (налоги, монопольность.

Качество труда персонала, баллы или %

1 способ –отношение удельного веса брака у общей численности

персонала, 2 способ - экспертная оценка качества на заседании правления по 5- бал. шкале

Применим в службах сервиса. Позволяет увязать работу персонала с внешней оценкой качества потребителями и клиентами Простота расчета, возможность соизмерения

подразделений

Фиксируется только малая часть брака из-за не исполнительности и

нарушений. Субъективизм

экспертных оценок членами правления

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту