В последнее время на практике широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т.е. зависящих от психологического состояния человека. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.
Применение психокоррекционных методов предполагает взаимодействие психолога и клиента. В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает специалисту о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вникая в них, помогает своими средствами клиенту справиться с этими проблемами.
В современном управлении весьма распространена форма психотерапии, называемая психоанализом. Она основана на теории З.Фрейда, на его трактовке движущих сил, предпосылок и условий личностного развития человека, происхождения его проблем и способов их разрешения. Считается, что как только бессознательные мотивы и внутренние конфликты станут осознаваемыми, с ними легко сможет справиться на разумной, рациональной основе любой человек.
Одной из методик, которой пользуется менеджер для обнаружения бессознательных конфликтов и оказания практической помощи клиенту, является метод свободных ассоциаций. Этот метод состоит в том, что менеджер различными доступными ему способами стимулирует человека к спонтанным речевым высказываниям, содержащим информацию о волнующих его проблемах. Трудности и паузы, которые возникают в речи человека при рассказывании о тех или иных событиях в его жизни, общее эмоциональное состояние клиента в этот момент времени показывают менеджеру сферы жизни, с которыми вероятнее всего связаны неосознаваемые конфликты. Далее делается все, чтобы они стали осознаваемыми клиентом, и психолог оказывает ему помощь в том, как избавиться от данных проблем.
Глава 2. Проблемы воспитательной деятельности в менеджменте
Как основной субъект управления, руководитель является ответственным лицом за принятие решений и выборе средств их реализации. Ориентированный на успех в деятельности, имея положительную мотивацию, руководитель проявляет высокую активность, самостоятельность, рискует в выборе средств, адекватных поставленной цели.
Но управленческая практика знает и таких руководителей, которые ориентируются на «избегание неуспеха» в деятельности. Такие руководители стремятся уйти от ответственности и самостоятельности, ими руководит страх действовать без указаний «сверху». Такой руководитель не может считаться эффективным. Он боится как ошибки, так и наказания от вышестоящего начальства.
Неэффективные руководители предпочитают жить прошлым, т.е. имеющимися у него стереотипами поведения и мышления, используя традиционные средства в управлении. Сохранить свое положение в организации становиться для них самоцелью.
Как отмечают современные теоретики менеджмента М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, принятие решений и коммуникаций (т.е. обмен информации) следует считать связующими процессами в связи с необходимостью реализовывать решения при выполнении любой функции управления.
В каждой организации информация перемещается по вертикали сверху вниз. Но она должна перемещаться так же и по восходящей линии в виде обратной связи, поскольку это имеет непосредственное отношение к росту производительности труда.
Спектр рассмотрения особенностей коммуникативных процессов достаточно широк. Он включает психологические барьеры, конфликты, вербальные и невербальные средства общения с учетом особенностей контактирующих сторон. Особое значение приобретает правильность обратной связи, поскольку ее отсутствие может стать серьезным ограничителем эффективности межличностного обмена информацией.
Для более полного и эффективного использования организацией всех ресурсов, включая и людские, все факторы, которыми она располагает, должны находиться в определенном сочетании, как считает известный польский ученый С. Ковалевски. Среди них он особо выделяет «слабый фактор», который ограничивает работу всей организации. В теории управления он называется «стратегическим», поскольку в определенной мере он исключает действие всех остальных факторов. Выявление стратегических факторов является одной из важнейших задач руководителя.
Вполне понятным является то, что необходимо дать каждому работнику обрести чувство собственной значимости, выразить себя в труде, проявить свои способности, высказать собственное мнение по решаемым внутри организации вопросам.
Каждый руководитель манипулирует своими подчиненными, рассчитывая при этом на положительность отношения к нему персонала. Но если работники не будут удовлетворены отношением к ним со стороны руководителя, от них нечего будет ждать инициативы, интереса, к общим целям в группе и тем более в организации.
Менеджер может участвовать в воспитательном процессе как сам непосредственно, так и с помощью своих помощников. Какова же основная роль руководителя в обучении. Основной задачей является подготовка, рост навыков, повышение квалифицированности персонала. Менеджер универсален, поэтому он также может являться психологом в организации, и следственно исполнять вышеперечисленные задачи. Как же руководитель может повысить квалифицированность персонала? На данный момент существует большое количество различных тренингов, которые могут помочь ему выполнить поставленную цель. Также важным составляющим воспитания может стать, формирование у человека личностных качеств.
Принципы воспитания представляют собой систему базовых положений, основополагающих идей правил в соответствии, с которыми осуществляется деятельность работников в той или иной сфере общественной жизни.
В работе с персоналом на протяжении длительного времени формируются общие требования, соблюдение которых давало наибольший результат в управленческой деятельности. Такие правила, и способы становились общепризнанными во многих сферах общественной практики. Принципы развиваются, совершенствуются, что в определяющей степени связано с развитием и совершенствованием самой реальности. Действенность принципов связана с осознанием людьми их целесообразности и необходимости, потребности в практическом использовании. Известный английский философ и педагог Джон Локк отмечал, что люди должны пользоваться теми или иными принципами, а такими принципами могут быть лишь те, с которыми они умеют обращаться.