Введение
В управленческой деятельности менеджера важным составляющим является социально - психологический фактор. Приемом современного руководителя является не только управление экономической психологией, но и большую часть времени в управленческой деятельности занимает воспитательная деятельность. Воспитательная функция руководителя охватывает многие аспекты управленческой деятельности связанной с подготовкой, ростом навыков, квалифицированность персонала. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей. Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, руководителю нужно овладеть искусством воспитания.
Все руководители, работающие в каждодневном контакте с другими людьми, должны развивать свое умение обучать и воспитывать. Это, прежде всего, относится к тем, в чьих отделах есть сотрудники, долго работающие в одной и той же должности. В этих случаях обучение и развитие играют важную роль в возникновении заинтересованности и повышении компетентности.
Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот потенциал. Развитие людей - это ключевой элемент управленческой эффективности, который позволяет влиять на моральный климат и поднимать жизненный статус, не затрагивая непосредственно производственные показатели. Этот важный аспект управления обычно недооценивается.
Проблемой исследования является, изучить и исследовать условия и особенности воспитательной деятельности. Условия, при которых происходит, воспитательная деятельность должны быть определены, самим воспитательным органом. Различные правила и обязанности в воспитании обязательны. Так же существуют некоторые особенности выполнения воспитательной деятельности. Особенностью является то, что на данный момент воспитательная деятельность персонала важна для любой организации, в том числе и для самого менеджера. Воспитание - это процесс формирования в человеке целеполагания, видение личного роста, передачи опыта, но эти качества присущи только индивиду. Объектом исследования является организация воспитательной деятельности менеджера.
Целью является определение и выявление особенностей воспитательной деятельности менеджера. Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Определив проблемы и цели исследования, мы поставили следующие задачи. Во-первых, следует изучить литературу по данному исследованию. Затем стоит выявить и определить условия применения воспитательной деятельности менеджера. В-третьих, мы изучим данную проблему с помощью «Конкретных ситуаций управления» под ред. В.С. Алексеевского на практике, с помощью отдельно взятой организации. Таковы задачи данного исследования.
Глава 1. Теоретические особенности воспитательной деятельности
Процесс воспитания один из основных в деятельности менеджера, и он должен существовать в каждой организации. Каковы же все-таки условия выполнения воспитания? На этот вопрос можно ответить различными способами, но самым верным из них является обращение к литературе, и вот то, что думает об этом известный психолог Реан: структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
Объективные:
·генетическая наследственность и состояние здоровья человека
·социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение
·обстоятельства биографии
·культурная традиция, профессиональный и социальный статус
·особенности страны и исторической эпохи.
Субъективные:
·психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как "воспитателя" так и воспитуемого
·система отношения с социумом
·организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества
В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим факторам которые способны оказывать влияние на процессы и отношения.
Парадигма социального воспитания ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.
Сторонники второй, биопсихической парадигмы признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.
Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания.
Основной функцией воспитания является, управление персоналом. Управление персоналом организации – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.
Так же можно выделить такую функцию как обучение персонала. Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения. Следует различать три вида обучения: