Логика и последовательность моделирования систем массового обслуживания (СМО) требуют поэтапного исследования показателей системы, для проверки соответствия системы предназначению, изучения ее поведения в заданной среде, раскрытия возможных аварийных ситуаций, оптимизации ее структуры и основных параметров. Проводимое в соответствии с основными принципами моделирование системы массового обслуживания должно быть представлено в виде целенаправленного процесса поэтапного приближения к результату - модели СМО (рисунок 1.3.).
Содержательное наполнение представленной схемы заключается в описании основных этапов построения модели СМО.
1 этап. Оценка целесообразности использования теории массового обслуживания (ТМО) для оптимизации экономических потоков, т.е. это этап выявления релевантности применения теории массового обслуживания при построении модели логистического звена
Рисунок 1.3 - Процесс моделирования СМО
На этом этапе, прежде всего, необходимо убедиться в том, что логистический процесс, улучшение которого является целью построения математической модели, действительно зависит от функционирования некоторой СМО. Предполагается выявление основных элементов СМО: источники требований, поступающих на обслуживание, физическая природа требований, приборы обслуживания и т.д.
2 этап. Идентификация системы массового обслуживания. После выявления СМО необходимо хотя бы предварительно определить к какому типу СМО относится рассматриваемая система. Осуществление второго этапа состоит в проведении логического анализа причинно-следственных связей отдельных элементов системы, т.е. специфики формирования потока требований и их обслуживания, выявлении целей участников СМО и их соотношения и т.п. При условии наличия статистических характеристик можно подобрать соответствующую математическую модель из круга уже существующих, разработанных моделей.
3 этап. Определение характеристик СМО - параметрический этап. Если на предыдущем этапе тип СМО определен, то необходимо аналитически описать основные характеристики ее элементов и процессов. Эти характеристики являются показателями качества функционирования рассматриваемой системы.
4 этап. Экспериментальный этап, в рамках которого осуществляется статистический анализ основных, существенных элементов системы. Самый трудоемкий и значимый из всех предыдущих этапов. Эти исследования производятся путем постановки и проведения специального статистического эксперимента, организуемого в производственных условиях. Однако, при проектировании новой СМО статистический эксперимент может не проводиться, а параметры основных процессов могут задаваться из априорных соображений на основе предельных теорем, рассматриваемых в теории вероятностей и ТМО, или на основе анализа существа физических процессов, на которых базируется проектируемая система.
5 этап. Построение модели функционирования системы массового обслуживания. На этом этапе окончательно формулируется математическая модель СМО, декларируются основные закономерности ее функционирования и влияния на ход производственного процесса, определяются параметры обслуживаемых экономических потоков промышленного предприятия.
В качестве объекта моделирования логистического звена в производстве определим цеховой склад, а точнее его деятельность по управлению запасами деталей и комплектующих. Допустим, что в цех поступают детали и комплектующие от предыдущих производственных звеньев. Режим поставок определен планами и графиками межцеховых передач, однако, по различным причинам могут возникнуть перебои в поставках, и тогда работа цеха может приостановиться. Чтобы этого не случилось в рамках логистического звена (прицехового склада) создается страховой запас, который и будет являться объектом моделирования.
2. Экономическая оценка ОАО «Кропоткинский элеватор»
Акционерное общество открытого типа «Кропоткинский элеватор» зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Кропоткина 28.04.93г. № 342/2, учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01 июля 1992 г. №721.
В 2003 году контрольный пакет акций предприятия приобрел концерн «BORGES» (Испания), крупнейший производитель растительных масел в Европе.
Таким образом с 2003 года ОАО «Кропоткинский элеватор» фактически является структурным подразделением компании BORGES (рисунок 2.1). В этой связи анализируемое предприятие необходимо рассматривать именно в данном контексте.
С ноября 2004 года в структуру компании «BORGES» вошла компания ITLV – крупный поставщик оливок, грибок и др. продукции на Российский рынок. Необходимо отметить, что компания ITLV работает в России несколько лет и имеет достаточно широкую дилерскую сеть на территории СНГ.
В деятельности ОАО «Кропоткинский элеватор» можно выделить три направления:
1) хранение сельскохозяйственной продукции (зерновых и масличных культур), а также их экспорт. Данный вид деятельности непосредственно осуществляет ОАО «Кропоткинский элеватор»;
2) производство и реализация макаронных изделий, муки, круп и др. продукции. Данный вид деятельности также непосредственно связан с деятельностью описываемого предприятия;
3) импорт продуктов и их реализация (оливковое масло, оливки, орехи и др.).
В задачи описываемого предприятия в данном направлении включаются работы по обеспечению сбыта указанной продукции на территории Северного Кавказа. То есть, по сути ОАО «Кропоткинский элеватор» кроме основных видов производственно-сбытовой деятельности является одним из сбытовых подразделений компании BORGES, являясь для компании важнейшим звеном в выполнении стратегии по развитию своего бизнеса на юге России.
Основными направлениями развития ОАО «Кропоткинский элеватор» на ближайшую перспективу являются:
1) Модернизация мощностей элеватора и его использование в качестве зернохранилища как для собственного, так и для давальческого зерна.
2) Дальнейшее развитие имеющихся мощностей по производству и фасовке муки, макарон и подсолнечного масла с задачей стать одним из региональных лидеров в разрезе выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
3) Развитие новых марок продукции и укрепление марки «BORGES» на юге России.
4) Оптимизация использования элеватора как базы для осуществления экспортно-импортных операций с зерном и продукцией «BORGES».