В. Коррекция списка ПВК
В результате первичной апробации:
ü в список добавлены ПВК:
- Эмпатия – субъективная характеристика (указали 4 эксперта).
Экспертами указывались следующие варианты: умение слушать и слышать, умение сопереживать, умение ставить себя на место клиента и т.п.
- Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика, мотивация и ценности (указали 3 эксперта).
Высказывание одного из экспертов: «Можно услышать человека, понять его проблему, но этого недостаточно. Нужно, чтобы было желание ему помочь».
- Социальная адаптированность - субъективная характеристика (указали все эксперты).
Под данным ПВК понимается социальное благополучие СП (отсутствие проблем в общении, в установлении социальных связей, отсутствие социальных девиаций и т.п.).
- Готовность к постоянному профессиональному развитию - субъективная характеристика (указали все эксперты).
Готовность к изменениям в теории и практике социально-педагогической деятельности, готовность прослеживать изменения в законодательстве. Учет меняющейся социальной ситуации. Готовность ко всему новому.
Данное ПВК нельзя назвать абсолютно специфичным для данной профессии, однако эксперты настояли на его включении в общий список.
- Владение профессиональной этикой – объективная характеристика, знания и умения (указали 3 эксперта).
Это ПВК так же неспецифично, но особенно важно в профессиональной деятельности, связанной с людьми, затрагивающей их отношения.
ü из списка удалены ПВК:
- Знание теории и истории социальной педагогики.
Указывается, что достаточно общих знаний в педагогике, психологии, социологии.
- Умение организовывать подопечных для выполнения конкретных задач.
Отмечается, что данная функция практически не присутствует в деятельности школьного социального педагога.
- Владение методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
- Умение рационально распределять свое рабочее время.
Эти ПВК не являются специфичными для данной профессиональной деятельности, они должны присутствовать в любом труде (в той или иной степени).
-Умение передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта.
Указывается на необязательность данной функции в деятельности СП. К тому же отмечается, что большинство клиентов просто не готово принимать такого рода знания и опыт.
Произведено изменения списка ПВК с учётом мнения экспертов.
Полученный после первичной апробации список ПВК был предоставлен экспертам. Им было предложено проранжировать имеющиеся в списке ПВК по степени их значимости в профессиональной деятельности СП (см. Приложение 6).
Табл.4 Экспертная оценка основных составляющих (блоков) профессиональной деятельности социального педагога.
Блок ПВК |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Итоговая сумма |
Итоговый ранг |
Наличие базовых профессиональных знаний |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
Освоенные конкретные профессиональные умения |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
8 |
1 |
Личностные и индивидуальные особенности самого социального педагога |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
10 |
2 |
Табл. 5 Экспертная оценка блока ПВК «Базовые знания».
№ |
Профессионально важное качество |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Итоговая сумма |
Итоговый ранг |
1 |
Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
2 |
Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
2 |
3 |
Знание основ методики, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения. |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
18 |
4 |
4 |
Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и т.д. |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
17 |
3 |
Табл. 6.Экспертная оценка блока ПВК «Профессиональные умения».
№ |
Профессионально важное качество |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Итоговая сумма |
Итоговый ранг |
5 |
Владение профессиональной этикой |
7 |
3 |
2 |
3 |
1 |
16 |
2 |
6 |
Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами. |
1 |
5 |
3 |
6 |
4 |
19 |
4 |
7 |
Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать. |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
15 |
1 |
8 |
Владение методами социально-педагогической диагностики и поддержки. |
4 |
1 |
6 |
1 |
6 |
18 |
3 |
9 |
Умение анализировать конкретные жизненные ситуации. |
3 |
4 |
8 |
5 |
3 |
23 |
5 |
10 |
Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности. |
6 |
6 |
5 |
7 |
5 |
29 |
7 |
11 |
Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности. |
5 |
7 |
4 |
4 |
7 |
27 |
6 |
12 |
Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и образно. |
8 |
8 |
7 |
8 |
2 |
33 |
8 |