Жизнерадостность. Это ПВК рассматривается как жизненное кредо. По роду своей деятельности СП сталкивается с самыми неприглядными сторонами жизни (алкоголизм, наркомания, избиение и т.д.), поэтому важно быть оптимистичным и верить в благополучный результат, в возможность что-то изменить.
Толерантность. Терпимость к чужим мнениям, поведению, вообще к непохожести на всех.
Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе). Чтобы СП начал воздействовать на человека словом, он должен сначала суметь расположить его к себе на более глубоком уровне (уверенный и в то же время доброжелательный взгляд, презентабельная внешность и т.п.).
Б. Экспертная оценка (первичная) списка ПВК
Полученный список ПВК был предоставлен для анализа экспертам (см. Приложение 5). Результаты (заполненные бланки) были уточнены в личном разговоре с каждым экспертом.
Экспертами выступили:
1. Лашкул М.В. (работник УНО г. Бор, специалист из отдела охраны прав детства, курирует опекаемых).
2. Смирнова С.Ю. (социальный педагог МОУ СОШ № 17 г. Бор, руководитель районного методического объединения социальных педагогов).
3. Селиванова Н.Г. (завуч по УВР учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №11 г. Бор).
4. Шашкова Е.А. (завуч по ВР МОУ СОШ №11).
5. Чеснокова И.С. (бывший социальный педагог МОУ СОШ №11 г. Бор, причина увольнения – сокращение должности, введение новой должности юрист-социальный педагог).
Эксперты осуществили следующие выборы:
Табл. 3. Первичная экспертная оценка списка ПВК.
№ |
Профессионально важное качество |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
1 |
Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Знание теории и истории социальной педагогики. |
- |
+ |
- |
- |
- |
4 |
Знание основ методики, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и т.д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Владение методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности. |
неспецифично | ||||
9 |
Владение методами социально-педагогической диагностики и поддержки. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
10 |
Умение организовывать подопечных для выполнения конкретных задач. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
11 |
Умение рационально распределять свое рабочее время. |
неспецифично | ||||
12 |
Умение анализировать конкретные жизненные ситуации. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
14 |
Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
Умение передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
16 |
Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и образно. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к объекту деятельности). |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
18 |
Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов педагога (наряду с другими, не менее важными). |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
19 |
Морально-нравственная устойчивость. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
20 |
Справедливость и принципиальность. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
21 |
Адекватная самооценка. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
22 |
Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных установок. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
23 |
Способность к самоанализу, саморегуляции. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
24 |
Наблюдательность. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
25 |
Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
26 |
Жизнерадостность. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
27 |
Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
28 |
Толерантность. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
29 |
Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе). |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |