рефераты по менеджменту

Эволюция фордизма

Страница
4

При изучении социального аспекта политики современного фордизма в качестве источников были использованы две декларации принятые на экономическом и социальном совете ООН - "Проект Декларации прав и обязанностей предприятия" и "Проект норм, касающийся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека" принятые в августе 2003 года [8,9]. Данные декларации содержат ряд требований к ТНК в области прав человека. По этим документам корпорации обязаны проводить активную социальную политику для того чтобы рабочие жили на достаточно высоком жизненном уровне. Данные декларации носят необязательный характер.

В рамках данного исследования объём необходимых исторических документов позволяет раскрыть тему исследования. Использованные источники дают достаточно полную картину по изучаемой проблеме.

Методологическая основа исследования

В работе были использованы следующие методы: сравнительно – исторический метод, логический метод, хронологический метод, ретроспективный метод.

Положения, выносимые на защиту

1)Вступление США в монополистическую стадию развития капитализма подтолкнуло правящие круги к пропаганде идей буржуазного реформизма, получившего дальнейшее развитие в фордизме.

2)Главными целями производства Г.Форда были массовость и дешевизна товара, которые достигались путём широкого применения стандартизации, строгого разделения труда, сборочного конвейера.

3)В основе постфордизма лежат идеи самосовершенствования (кайдзен), самоанализа (хансей), бережливости, взаимоуважения, что в свою очередь позволяет ему играть в современном обществе роль наставника в жизни любого человека.

1. ПОЯВЛЕНИЕ ФОРДИЗМА

Социально-экономическая обстановка в США в конце XIX – начале XX века

На рубеже XIX–XX вв. США вступили в новый этап исторического развития. Отныне они существуют как чисто буржуазное общество: освобождённый от рабовладельческой аномалии, американский капитализм стал развиваться поистине семимильными шагами, но его блестящие экономические успехи сопровождались не менее поразительными социальными контрастами – не только между трудом и капиталом, но и между разными слоями буржуазии, в первую очередь крупной и мелкой [35, c.90].

Последние десятилетия XIX в. – начало XX в. – период формирования в США монополистического капитализма. Экономической основой этого процесса являлись необычайно бурный рост промышленности и концентрация капитала. С 1870 по 1900 г. производство чугуна увеличилось в 8 раз, добыча угля — в 10, выплавка стали — в 150 раз [см. Приложение 3] таблица "Cравнительные данные производства чугуна и стали в США с другими европейскими странами". Стоимость произведенной промышленной продукции возросла более чем в 3 раза, [см. Приложение 2] таблица "Общая стоимость продукции с/х и промышленности США", почти утроилась численность промышленных рабочих [34, c.263].

На темпах развития промышленности позитивно сказались несколько профилирующих факторов: наличие в стране огромных природных ресурсов; высокий уровень накопления местного капитала и большой приток капитала из-за границы; рост численности городского населения, вызванный, с одной стороны, естественным приростом, внутренней миграцией, а с другой — непрерывным притоком переселенцев из разных стран мира [19, C.91]. За период с 1890 по 1910 гг. в США иммигрировало около 12 млн. человек [см. Приложение 7] таблица "Общее количество иммигрантов прибывших в США", "Уровень иммиграции в США с учётом только мужского населения" [см. Приложение 5], расчетливая протекционистская политика федерального правительства [34, c.280].

Богатая природная среда благоприятствовала ускоренному индустриальному развитию: недра страны содержали всевозможные естественные богатства, полезные ископаемые, прежде всего запасы угля, железной руды, нефти; преобладали плодородные почвы; лесные ресурсы представлялись неисчерпаемыми, а воды рек и озер служили и объектом освоения, и транспортными магистралями.

Одним из существенных факторов быстрого экономического роста стала внутренняя миграция американского населения. Молодёжь тянулась в городские центры, здесь оседало и большинство иммигрантов. Если в 1850 г. в США в шести крупных городах (по 100 тыс. и более) жило 5% населения, то в 1900 г. уже в 38 таких городах проживало 18,8% населения страны. Население 20 наиболее крупных городов с 1870 по 1900 г. выросло на 286%. Быстрый рост населения городов обострил жилищную проблему. Быстрый рост населения городов был одним из показателей индустриализации страны и роста промышленности [25, c.285].

Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных, главным образом английских, товаров высокими заградительными пошлинами. Такая таможенная политика, ограждавшая американскую промышленность от иностранной конкуренции, способствовала повышению цен внутри страны и росту капиталистической прибыли [24, c.124].

Таможенные барьеры возводились наряду с привлечением иностранных капиталов, которые в погоне за более высокой нормой прибыли широким потоком направлялись в США. Промышленность и транспорт в США развивались в немалой степени за счет иностранных капиталовложений. К началу XX в. иностранные инвестиции в США (преимущественно из Англии) достигали 3,4 млрд. долл., тогда как американские зарубежные капиталовложения не превышали 685 млн. долл. Американские капиталисты активно выходили на мировой рынок в качестве экспортеров товаров. Уже с 1874 г. экспорт США превышал импорт [36, c.189].

Число занятых в экономике к 1900 г. достигло 30 млн., главным образом в связи с расширением обрабатывающих отраслей промышленности и сферы обслуживания [36, c.191].

В рассматриваемый период в стране стало еще разительнее проявляться неравенство в распределении имущества и доходов. В 1900 г. всего лишь 2% семей принадлежало более 1/3 всех богатств, а 10% семей владели почти 3/4 всего национального достояния страны.

Экономическое развитие страны в последней трети XIX столетия характеризовали не только повышение общих параметров экономики, но и глубокие структурные изменения, появление и развертывание новых отраслей промышленности: электроэнергетической, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, химической, автомобилестроительной. На общем фоне бурно прогрессировавших новых отраслей индустрии показатели роста тяжелой промышленности стихийно опережали темпы и масштабы развития легкой [26, c.18].

С развитием науки и техники у населения США появился интерес к новым техническим достижениям, таких как автомобиль. Автомобиль в начале XX в. стал завоёвывать популярность и входить в быт. Накануне 1-ой мировой войны автомобилестроительная промышленность превратилась в одну из самых перспективных отраслей производства США [37, c.7].

Ещё быстрее в жизнь США, в промышленность и быт входило электричество. Успехи электротехники связано с именем Томаса А. Эдисона. Им создана электрическая лампа (1879 г.), первая городская электростанция (Нью-Йорк, 1882 г.), трамвай (1886 г.) [37, c.19].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту