Предмет, цель и задачи
Предмет исследования – система производства.
Цель дипломной работы – проследить эволюцию основных идей фордизма.
Задачи дипломной работы:
1)определить предпосылки появления фордизма
2)выделить основные цели производства Г. Форда и систему методов для их достижения.
3)охарактеризовать главные идеи постфордизма и его роль в современном обществе.
Хронологические рамки
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с начала XX в. (время зарождения фордизма) до начала XXI в. (время господства тойотизма).
Географические рамки исследования
Географические рамки исследования охватывают территорию США и Японии.
Характеристика источников
В данной исследовательской работе использовались два вида источников. Первый – это документальные источники, второй – воспоминания, мемуары. Первая группа источников была использована при изучении социально – экономического развития США на рубеже XIX – XX вв. Для полноты исследования были использованы документы антимонопольного законодательства США и документы различных политических организаций, защищающие права рабочих.
Из антимонопольного законодательства США были использованы следующие документы:
Закон Шермана, который был принят 2 июля 1890 года на конгрессе США [2]. Это первый закон в области антимонопольного права США. Закон Шермана запрещает контракты и тайные сговоры, ограничивающие торговлю США внутри страны или с другими странами, и образует прочное основание для всего антимонопольного законодательства США в целом. Этот закон определяет монополизацию и попытку монополизации области торговли или бизнеса как противоправное действие для любой компании. Но на деле закон оказался неэффективным из – за неточности формулировок.
Закон о создании федеральной торговой комиссии, принятый 26 сентября 1914 года [3]. По данному закону была создана федеральная торговая комиссия, которая следила за деятельностью монополий и могла пресекать действия тех компаний, которые нарушали закон. Но эта комиссия так и не сыграла весомой роли в антимонопольном законодательстве, т.к правящие круги были сами не заинтересованы в эффективности антимонопольного законодательства.
Закон Клейтона, принятый 15 октября 1914 года [4]. Этот закон является дальнейшей тщательной разработкой Закона Шермана и запрещает следующие виды деятельности: ценовая дискриминация - продажа одного и того же продукта разным покупателям по разным ценам; исключительное право продажи - закрепление розничного торговца или оптовика за одним и тем же поставщиком; соединенное директорство - директор одной компании одновременно является членом правления в двух или более конкурирующих компаниях; владение акциями компаний, принадлежащих своим конкурентам. Этот закон также запрещает такие акты слияния и продажи, которые могут оказать влияние на снижение конкурентной борьбы или будут способствовать монополизации.
При изучении рабочего вопроса были использованы следующие документы:
Программа Ордена рыцарей труда, принятая 1 января 1878 года на конференции в Рединге 1 января 1878 г. [7]. Партия выдвигала те требования, которые требовали рабочие: восьмичасовой рабочий день, увеличение оплаты труда, запрет детского труда. Особых отличий данной программы от других программ рабочих профсоюзов не было выявлено.
Задачи Американской федерации труда, приняты 10 ноября 1886 года [1]. Данный документ содержит призывы о помощи рабочему движению.
Был использован фрагмент письма одного из рабочих в качестве источника, датированный 14 января 1887 годом [5]. Из текста письма видно, что положение рабочих было тяжёлым, было очень сложно устроиться хоть на какую – нибудь работу.
Платформа Социалистической рабочей партии, принятая в августе 1892 года на съезде в Нью-Йорке [6]. Требование те же самые: сокращение рабочего дня, легализация профсоюзов, запрет детского труда, ведение трудового стажа и т.д.
Использована Резолюция о политических действиях ("Политическая программа Американской федерации "), принятая в 1893 году на съезде Американской федерации груда в Чикаго в 1893 г [10]. Данная программа содержит следующие требования: обязательное образование для рабочих, ответственность предпринимателей за увечье рабочего на производстве, сокращение рабочего дня.
Меморандум Американской федерации труда "Требования и жалобы рабочих", принятый 27 марта 1906 года , который был представлен С. Гомперсом президенту и конгрессу США 27 марта 1906 г [11]. Данный документ содержит как видно из названия основные требования рабочих: введение восьмичасового рабочего дня, запрещение использования антитрестовских законов против рабочих организаций, усиление действующих законов против иммиграции и дальнейшее ее ограничение и т.д.
Все документы, посвящённые рабочему вопросу не оказали никакого влияния на политику самого государства. Первые сдвиги в рабочем вопросе в положительную сторону наметятся только в 1935 году, когда впервые в истории США будет принят на законодательном уровне закон Вагнера, первый в истории закон в трудовом законодательстве США, защищающий права рабочих.
Данные документы оказали помощь при изучении профсоюзного движения и рабочего вопроса. Помогли выяснить при каких условиях Г.Форду пришлось организовывать свой бизнес, с какими проблемами ему пришлось столкнуться.
В качестве основного источника при изучении основных принципов фордизма в работе использовались мемуары Генри Форда "Моя жизнь, мои достижения" (1922 год) и "Сегодня и завтра" (1926 год) [13,14]. Книга "Моя жизнь, мои достижения" является автобиографией Форда, написанная им лично в 1922 году. В данной книге Форд описывает всю свою жизнь с самого её начала. Большая часть глав посвящены вопросам организации бизнеса, в которых он раскрывает все тонкости искусства ведения своего дела. Кроме того, Форд размышляет о проблемах, связанных с бедностью, о судьбах людей, о благотворительности.
В книге "Сегодня и завтра" Г.Форд показал насколько активно в то время проходили процессы концентрации производства, показав всё на личном примере. Он писал в своей книге, что он скупал всё что только можно, чтобы максимально удешевить производство. Например, он скупал леса, поля, угольные и рудные шахты, мельницы, электростанции, железные дороги и т.д. Всего в книге двадцать четыре главы, посвящённые самым разнообразным темам. Это вопросы организации производства, внедрения системы производства в других производственных сферах (например, в пищевой, химической, деревообрабатывающей промышленности) и т.д.
Кроме мемуаров Г.Форда при изучении фордизма была использована книга И. Ильфа, Е. Петрова "Одноэтажная Америка" [12]. Авторы книги лично побывали в 1936 году на заводе Форда, увидели весь процесс производства, лично побеседовали с Г.Фордом. Все свои впечатления они запечатлели в своей книге. Поэтому данное произведение можно использовать как исторический источник.