рефераты по менеджменту

Человеческий фактор как элемент организации производства

Страница
2

Четвертый раздел включает анализ социально-культурных мероприятий: рост культурного уровня, организация отдыха, медицинское обслуживание работников, улучшение их жилищно-бытовых условий, а также источников финансирования этих мероприятий. Хотя контроль за улучшением условий быта осуществляют местные органы власти, заинтересованность в их улучшении также должны проявлять руководители предприятий. Анализируются различные источники финансирования строительства объектов жилищно-бытового назначения, организованного отдыха работников предприятия и др.

Рассмотрим пример анализа причин отсутствия на работе персонала.

Уровень отсутствия - один из социальных показателей, представляющих собой объект исследований для аналитиков. Наиболее распространенное определение отсутствия состоит в рассмотрении его в связи с болезнью, материнством, несчастными случаями на рабочем месте, разрешенными отсутствиями (за исключением легального законного отсутствия, включающего законный оплаченный отпуск; часы для выполнения обязанностей в представительных органах, время на образование и пр.).

Уровень отсутствия за определенный период может быть подсчитан следующим образом:

Уотс. = ЧО/ТДчр, (1.1)

где Уотс. – уровень отсутствия;

ЧО – часы отсутствия;

ТДчр – теоретические договоренные часы работы.

Теоретические договорные часы работы вычисляются в зависимости от списочного состава, исключая дополнительные часы работы.

Во Франции социальный баланс содержит четыре показателя, характеризующих:

- число дней отсутствия по болезни (перерыв в работе, подтверждаемый документом);

- распределение отсутствий по болезни по их продолжительности;

- число дней отсутствия в связи с несчастными случаями на работе (или по дороге на работу), а также в связи с профессиональными заболеваниями;

- число дней отсутствия по другим причинам: отмечаются, в частности, все неоговоренные отсутствия (например, задержка после окончания отпуска, дисциплинарные нарушения).

Можно детализировать причины отсутствия персонала на работе с помощью статистических методов исследования. Выполнив подобную работу, аналитик может приступить к классификации причин отсутствия по нормальным и ненормальным составляющим. Иногда это очень трудно определить. Так, уменьшение уровня отсутствия по болезни может одинаково означать:

- подтверждение, что нарушения в функционировании предприятия сокращаются (условия работы становятся более удовлетворительными, увеличивается оплата труда, более компетентный руководящий состав);

- улучшение условий жизни в национальном масштабе;

- количественное сокращение увольнений, порожденных страхом потерять работу.

Первые два случая - представляют собой положительное явление, но лишь первое можно отнести на счет предприятия. Напротив, последний - априорно неблагоприятный, отрицательный, так как нельзя играть со здоровьем людей, даже если прибыль предприятия возрастает за очень короткий период.

Важная сфера социально-экономического анализа - профессиональное образование. Образование стало одним из основных аспектов конкуренции, и поэтому предприниматели должны уделять должное внимание образованию, оценив его возросшее значение, или если они увидят, как их обходят конкуренты. Финансовый аналитик или бухгалтер предприятия не может оставаться в стороне от этой проблемы: оценка охвата и качества образования становятся на сегодняшний день очень важной задачей, почти такой же значимой, как оценка платежеспособности предприятия. Речь идет о проверке возможностей предприятия обеспечить условия выживания, поддерживая интеллектуальные и профессиональные навыки своего персонала. Действительно, расходы на образование очень трудно очертить, вычленить и квалифицировать, так как само пребывание на рабочем месте многие считают одновременно школой. Но одно бесспорно - инвестирование в образование персонала, как правило, самое выгодное.

"При разработке стратегии развития многих предприятий (особенно в случае долгосрочной стратегии) нередко учитывают также демографические факторы, прежде всего изменения в половом или возрастном составе покупательской аудитории."/1, с 121/

Если предприятие обеспечивает население такими услугами и товарами, которые дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в различные группы, либо по половому признаку, то проведение такого анализа может оказаться чрезвычайно ценным вкладом в разработку соответствующей стратегии. Например, в настоящее время в России наблюдается увеличение рождаемости. Поскольку в результате увеличивается спрос на соответствующие товары и услуги, то этот фактор - увеличение рождаемости - стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны с производством товаров и услуг для удовлетворения многообразных запросов и потребностей молодых семей.

На демографическую ситуацию могут оказывать немалое влияние специфические особенности регионов, где размещаются предприятия. Например, может иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав региона, зачастую оказывающий влияние на ожидания и предпочтения тех или иных групп потребителей, и пр.

Показатели оценки результатов социального развития

Здоровье работников, уровень их знаний и культуры, опыта, способности, уровень профессионализма отражаются на результатах труда и относятся к важным характеристикам социального развития предприятия, социальной активности трудового коллектива.

Таблица 1.1 Социальная структура коллектива предприятия

Классификационный признак

Характеристика

Пол

Мужчины, женщины

Возраст

Молодежь, средний возраст, пожилой возраст

Социальная принадлежность

Рабочий, служащий, крестьянин

Образование

Среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее

Специальность

Инженер, экономист, технолог, товаровед и т.д.

Квалификация

Низкая, средняя, высокая

Стаж работы

До года, более года и т.д.

Уровень обеспечения

Малообеспеченный, среднеобеспеченный, высокообеспеченный

Отношение к собственности предприятия

Собственник, наемный работник

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту