Основные показатели оценки социального развития предприятия перечислены ниже.
1. Показатели условий труда и охраны здоровья:
- уровень травматизма
УТ = ЧТ/СЧР, (1.2)
где УТ – уровень травматизма;
ЧТ – число травм;
СЧР – среднесписочная численность работающих.
- уровень профессиональных заболеваний
УПЗ = ЧПЗ/СЧР, (1.3)
где УПЗ – уровень профессиональных заболеваний;
ЧПЗ – число профессиональных заболеваний.
- уровень временной нетрудоспособности
УВНт = ДНт/СЧР, (1.4)
где УВНт – уровень временной нетрудоспособности;
ДНт – дни нетрудоспособности.
2. Показатели культурных и социально бытовых условий:
- уровень обеспеченности жильем
УОЖ = ЧОЖ/СЧР, (1.5)
где УОЖ – уровень обеспеченности жильем;
ЧОЖ – число обеспеченных жильем.
- срок оборачиваемости очереди на получение жилья
СОО = СЧО/ЧПК, (1.6)
где СОО – срок оборачиваемости очереди на получение жилья;
СЧО – среднегодовая численность очередников;
ЧПК – число предоставленных квартир.
- обеспеченность питанием
ОП = ЧМС/ЧРС, (1.7)
где ОП – обеспеченность питанием;
ЧМС – число посадочных мест в столовой;
ЧРС – число работающих в одну смену.
- обеспеченность оздоровительными лагерями
ООЛ = ЧМ/ДНП, (1.8)
где ООЛ – обеспеченность оздоровительными лагерями;
ЧМ – число мест;
ДНП – число детей сотрудников, нуждающихся в путевках.
- обеспеченность детскими садами
ОДС = ЧМ/ДНД, (1.9)
где ОДС – обеспеченность детскими садами;
ДНД – число детей сотрудников, нуждающихся в посещении детского сада.
- обеспеченность домами отдыха
ОДО = ЧП12/СНП, (1.10)
где ОДО – обеспеченность домами отдыха;
ЧП12 – число путевок на 12-денвный срок;
СНП – число сотрудников, нуждающихся в путевках.
3. Общие показатели социальной стабильности:
- уровень стабильности кадров
УСК = ЧУ/СЧР, (1.11)
где УСК – уровень стабильности кадров;
ЧУ – число уволенных.
- уровень культурно-массовой работы
УКМР = МДК/СЧР, (1.12)
где УКМР – уровень культурно-массовой работы;
МДК – число мест в дворцах (домах) культуры.
- уровень спортивной работы
УСР = ЗСП/СЧРиД, (1.13)
где УСР – уровень спортивной работы;
ЗСП – число занимающихся в секции предприятия;
СЧРиД – среднесписочная численность работников и их детей.
- уровень образования
УО = ИО/СЧР, (1.14)
где УО – уровень образования;
ИО – число имеющих образование.
- уровень профессиональной подготовки
УПП = ЧПК/СЧР, (1.15)
где УПП – уровень профессиональной подготовки;
ЧПК – число повышающих квалификацию.
Значения показателей, формулы для расчета которых были приведены выше дают всестороннюю оценку социального развития предприятия. Руководству предприятия необходимо следить за этими показателями и вовремя принимать соответствующие решения, стремиться их улучшить. Ведь забота сотрудниках предприятия – это необходимо условие мотивации персонала и залог стабильного и эффективного функционирования любого хозяйствующего субъекта.
Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных льгот и выплат, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника. Если раньше при трудоустройстве люди прежде всего обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить предприятие. Эти льготы и выплаты перестают носить временный характер. Они становятся важным и необходимым условием поддержания стабильности и повышения жизненного уровня работников и членов их семей. Этот вид дохода, так же, как и заработная плата и дивиденды, непосредственно зависит от результатов работы каждого работника и предприятия в целом, ибо его источником, как правило, является полученная от хозяйственной деятельности прибыль. Следовательно, как участники системы социальных льгот и выплат работники заинтересованы в конечных результатах работы предприятия.
Развитая система социальных льгот и выплат должна способствовать:
- привлечению квалифицированных специалистов;
- сохранению групп квалифицированных специалистов в течение необходимого срока;
- поддержанию конкурентоспособности компании на рынке труда за счет предложения сотрудникам более выгодных форм поощрения, чем в других компаниях;
- стимулированию производительного труда.
Социальные льготы могут быть монетарными (в денежном выражении) и немонетарными (социальные блага, некоторые виды благ из пакета компенсаций, различного рода поощрения и др.). Далее приведем перечень монетарных и немонетарных социальных льгот.
Немонетарные льготы:
- предоставление путевок в дома отдыха;
- доставка к месту работы и домой;
- организация питания;
- скидки и льготы на покупку товаров предприятия;
- бесплатное пользование спортивным инвентарем;
- бесплатное пользование мобильными и сотовыми телефонами в нерабочее время;
- товарные кредиты;
- организация культурного отдыха (походы в театр, экскурсии, посещение музеев и выставок).
К монетарным льготам можно отнести:
- оплата больничных листов;
- материальная помощь;
- доплата к пенсиям;
- выплаты по случаю рождения ребенка;
- оплата проезда к месту работы;
- оплата транспортных расходов при проезде в санаторий;
- оплата обедов;
- дополнительные стипендии обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях./2, с.136/
Как видно из вышеперечисленного, способов социальной поддержки достаточно много и они разнообразны. В настоящее время большинство предприятий стараются привлечь специалистов различными социальными выплатами и льготами, поскольку уровень заработков относительно одинаков.
Планирование социального развития предприятия представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учетом стратегических интересов этого предприятия. Оно должно осуществляться административными и общественными структурами, а его реализация должна финансироваться за счет средств бюджета предприятия и специальных фондов на основании утвержденных программ и положений. Планирование социального развития предприятия имеет индикативный, рекомендательный характер.
Основными методами разработки плана социального развития предприятия являются:
- экспертный (основан на привлечении высококлассных специалистов-экспертов для систематизации и формирования общественного мнения);
- аналитический (включает системный, комплексный анализ отдельных составляющих элементов);
- нормативный (построен на разработке социальных нормативов);
- имитационного моделирования (исходит из имитационного моделирования возможных результатов);
- логического моделирования (включает систематизацию различных аналогий, разработку сценариев, построение дерева целей и дерева ресурсов);