- плана движения денежных средств;
- плана отчета о прибылях и убытках;
- плана бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.
3. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.[5.С.6]
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.[24.С.34]
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
- организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
- формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
- ежедневный учет изменений в информационной базе;
- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
- расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.[17.С.198]
Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются (Таблица 1.).
Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.[28]
Таблица 1. Подсистема финансового планирования
Подсистемы фин. планирования |
Формы разрабатываемых планов |
Период планирования |
Перспективное (стратегическое) планирование |
Прогноз отчета о прибылях и убытках Прогноз движения денежных средств, Прогноз бухгалтерского баланса |
3–5 лет |
Текущее планирование |
План доходов и расходов по операционной деятельности, план расходов внереализационной деятельности, план доходов и расходов по инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план |
1 год |
Оперативное планирование |
Платежный календарь, кассовый план, БДДС (бюджет движения денежных средств) |
декада, месяц, квартал |
Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повысить ее эффективность.
В соответствии с изложенными методами финансового планирования, рассмотрим процесс формирования финансового плана на примере Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ».
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
Департамента координации ремонта и энергообеспечения – структурное подразделения Блока технического директора Открытого акционерного общества (ОАО «КАМАЗ»). Почтовый адрес: 423808, Татарстан, г. Набережные Челны, проспект М.Джалиля, 29. Руководитель центра: директор Центра – Алёшкин Валентин Осипович (8552) 55-24-40, 57-00-55, факс (8552) 53-36-31.
Департамент координации ремонта и энергообеспечения создан в 1996 году. Расположен на промышленной площадке ОАО «КАМАЗ» к югу от города Набережные Челны. Среднесписочная численность работающих на 01.01.08г.- 1126чел.
В состав ДКРиЭО входят службы:
-промышленной и автомобильной электроники, основными направлениями деятельности службы промэлектроники являются:
-проведение капитального ремонта систем управления технологического оборудования;
-изготовление запасных частей к технологическому оборудованию;
-ремонт электрических машин и аппаратов;
-изготовление комплектующих для автомобилей “КамАЗ” и “ОКА”;
-по ремонту специального оборудования и транспортных систем, предметом деятельности службы является:
-проектирование подвесных толкающих конвейеров (ПТК), грузонесущих конвейеров (ГНК), автоматизированных складов (АС) и запасных частей;
-ремонтообслуживание ПТК и АС;
-монтаж, капитальный ремонт и модернизация ПТК и АС и других транспортирующих систем;
-капитальный ремонт напольного транспорта (дизельного и электрического) и его узлов;
-изготовление запасных частей для ремонта ПТК, ГНК и АС;
-изготовление оригинальных изделий, в том числе лонжеронов и усилителей лонжеронов для автомобиля “КамАЗ” серии 6520, самосвального прицепа для автомобиля “КамАЗ-55111”, металлоформ;
-предоставление различных производственных услуг;
-по обеспечению запасными частями к оборудованию, цель деятельности службы: обеспечение запасными частями и материалами для выполнения модернизации и поддержания работоспособности технологического оборудования подразделений и дочерних обществ ОАО «КАМАЗ».
-служба автотранспортной спецтехники, направление деятельности - оказание автотранспортных, погрузо-разгрузочных услуг подразделениям ОАО “КАМАЗ”.
Кроме того, в составе ДКРиЭО имеются:
-отдел организации ремонта и методологии ремонта;
-лаборатория неразрушающих методов контроля и диагностики оборудования.