Для прогнозирования показателя текучести кадров необходимо проанализировать динамику следующих показателей (табл. 1):
- коэффициент оборота по приему (Кпр):
количество принятого персонала на работу
Кпр =
среднесписочная численность персонала
- коэффициент оборота по выбытию (К в):
количество убывших работников
Кв =
среднесписочная численность персонала
- коэффициент текучести кадров (Кт.к.):
количество работников, уволившихся по собственному
желанию и за нарушения трудовой дисциплины
Кт.к.=
среднесписочная численность персонала
- коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп.с.):
количество работников, проработавших весь год
Кт.к.= .
среднесписочная численность персонала
Таблица 1
Расчет показателей текучести кадров
Производительность труда определяют как отношение стоимости валовой продукции к отработанному количеству человеко-часов.
ПТ до = 527520 / 45080 = 11,7 тыс.руб.
ПТ после = 633024 / 41867 = 15,2 тыс.руб.
После внедрения мероприятия производительность труда увеличилась на 3,5 тыс. руб.
Общий рост производительности труда исчисляется по формуле:
ΔПТобщ= (Q * t до * 100)/Q * t после
где Q- валовая продукция в натуральном выражении в результате внедрения мероприятия, ц;
t до, после- затраты труда на 1 ц продукции до и после внедрения мероприятия:
ΔПТобщ = (22608 ц * 2,39 * 100) / (22608 ц * 1,85) = 129,19%
Это свидетельствует о том, что в результате внедрения мероприятия общий рост производительности труда увеличился на 20%.
Таким образом, прогнозируется снижение показателя текучести кадров до 5-8% (благодаря наделению сотрудника реальными правами и полномочиями) и увеличение выручки от реализации на 20% (благодаря вновь разработанной системе материального и морального стимулирования и рациональному использованию рабочего времени). Также, благодаря более эффективному использованию рабочего времени, ожидается увеличить количество закрываемых договоров на 10% и количество привлекаемых клиентов на 10%.
На этапе внедрения должностных инструкций необходимо учитывать, что сотрудники, как правило, болезненно реагируют на разработку любого регламента их деятельности вообще и попытку формализовать их деятельность в частности. Поэтому процесс внедрения должностных инструкций в практику работы компании может быть трудным.
Качественное использование должностных инструкций персонала будет способствовать лучшему пониманию руководителем ситуации в компании, своевременному вскрытию им недостатков в деятельности организации, предоставит возможность вносить адекватные и точечные изменения, не ломая систему работы в целом. Кроме того, проведенная работа даст возможность использовать собранную информацию при аттестации персонала, а также определять направления роста сотрудников, более точно оценивать потребность организации в персонале. Таким образом, правильная и корректная разработка и внедрение должностных инструкций персонала позволит руководству компании повысить эффективность управления персоналом и совершенствовать качество управленческих решений.
Рис.7. Экономический и социальный эффект от внедрения должностных инструкций.
При разработке регламента необходимо определить отдельные этапы процесса внедрения, порядок взаимодействия участников и прохождение информации в процессе выполнения работ.
Регламент – это способ формализации управленческих процедур. Под этапом понимается часть процесса внедрения, охватывающая взаимосвязанные работы по его выполнению и заканчивающаяся созданием комплексной или единичной документации или информационного продукта.
Подробное описание этапов приведено в табл. 2.
Таблица 2
Содержание этапов внедрения базовых регламентов управления персоналом в ОАО «Сильвинит»
Содержание описания работ | Конечный документ | |
Этап 1 Постановка задачи и распределение нагрузок и работ по времени и между экспертами. | ||
1.1. Распределение работ |
1.1. План работ | |
1.2. Ознакомление с проектом сотрудников |
1.2. Личные планы сотрудников, задействованных в проекте | |
Этап 2 Определение и конкретизация бизнес-процессов | ||
2.1. Прописание бизнес-процессов |
2.1. Схема бизнес-процесса | |
2.2. Корректировка |
2.2. Схема бизнес-процесса | |
Этап 3 Системный анализ деятельности сотрудника | ||
3.1. Определение цели деятельности каждого сотрудника |
3.1. Часть раздела должностной инст-рукции (ДИ) “Общие положения” | |
3.2. Выделение функций каждого конкретного сотрудника |
3.2. Часть раздела ДИ “Основные функции и задачи” | |
3.3. Формулировка шагов (задач), связанных с достижением цели в рамках функций каждого сотрудника |
3.3. Часть раздела ДИ “Основные функции и задачи” | |
3.4. Разбиение шагов (задач) на после-довательные взаимосвязанные операции |
3.4. Раздел ДИ “Основные обязанности” | |
Содержание описания работ |
Конечный документ | |
3.5. Определение места сотрудника в иерархии организации |
3.5. Часть раздела ДИ “Общие положения” | |
3.6. Построение информационных потоков в ходе бизнес-процесса |
3.6.1. Раздел ДИ “Связи по должности” 3.6.2. Раздел ДИ “Отчетность” | |
Этап 4 Разработка пунктов по согласованию с непосредственным руководителем работника | ||
4.1. Определение прав работника |
4.1. Раздел ДИ “Права” | |
4.2. Определение меры ответственности сот-рудника |
4.2. Часть раздела ДИ “Критерии эффек-тивности деятельности и ответственности” | |
4.3. Определение критериев эффективной деятельности сотрудника |
4.3. Часть раздела ДИ “Критерии эффек-тивности деятельности и ответственности” | |
4.4. Согласование образовательного уровня специалиста |
4.4. Часть раздела ДИ “Общие положения” | |
Этап 5 Оформление документа | ||
5.1. Формирование документа |
5.1. Должностная инструкция | |
5.2. Согласование с юристом |
5.2. Должностная инструкция, подпи-санная юристом | |
5.3. Согласование с директором |
5.3. Должностная инструкция, утверж-денная директором | |
5.4. Подготовка текста приказа о вступлении ДИ в силу |
5.4. Приказ о вступлении ДИ в силу, подпи-санный директорм | |
Этап 6 Внедрение ДИ в практику | ||
6.1. Ознакомление сотрудников с документом |
6.1.Должностная инструкция, подписанная сотрудниками | |
6.2. Применение на практике, выявление не-достатков документа |
6.2.Служебные записки сотрудников о недостатках ДИ | |
6.3. Анализ полученного от сотрудников материала |
6.3. Изменения в ДИ | |
6.4. Корректировка ДИ |
6.4. Откорректированная ДИ | |
6.5. Согласование откорректированной ДИ с юристом |
6.5. Должностная инструкция, подпи-санная юристом | |
6.6. Согласование ДИ с директором |
6.6. Должностная инструкция, утверж-денная директором | |
6.7. Подготовка текста приказа о вступлении в силу новой должностной инструкции |
6.7. Приказ о вступлении в силу новой ДИ, подписанный директором. | |
6.8. Ознакомление сотрудников с новым вариантом ДИ |
6.8.Должностная инструкция, подписанная сотрудниками | |