При разработке должностных инструкций важнейшее значение имеет соблюдение общепринятых юридических норм, установленных требований к структуре, тексту и оформлению. Среди действующих общегосударственных нормативных документов следует, прежде всего, назвать ГОСТ Р 6.30-97, в котором содержатся основные требования к оформлению организационных документов. Должностная инструкция оформляется с указанием реквизитов, обязательных для бланка, предназначенного для всех внутренних документов: наименование организации, наименование документа, дата и место его подготовки.
Разделы, рекомендуемые для составления должностной инструкции с учетом специфики ОАО «Сильвинит»:
1. Точное наименование должности и место сотрудника в компании – в этом разделе устанавливается прямая и функциональная подчиненность сотрудника, замещение по должности во время отсутствия и так далее.
2. Направления деятельности (или функции) – устойчивый, обособленный вид деятельности, в котором сотрудник принимает участие.
3. Функциональные обязанности – конкретные операции, возложенные на сотрудника и/или форма участия в их реализации.
4. Средства – рабочее место, технологическое и коммуникационное оборудование, средства передвижения, оргтехника и так далее, предоставляемые сотруднику для выполнения своих функциональных обязанностей.
5. Права, которые предоставляются сотруднику на доступ к ресурсам организации.
6. Полномочия – особый вид прав, связанный с распорядительными функциями и принятием решений.
7. Ответственность – это устанавливаемая необходимость отвечать за свои действия в рамках зафиксированных ранее обязанностей, прав и полномочий.
8. Регламенты – документы, которыми сотрудник должен руководствоваться в своей текущей деятельности.
9. Кроме того, должностная инструкция может содержать необязательную часть: профессиограмму, которая включает более специфические требования к кандидату на должность, профессиональные требования, личные качества, биографические данные, которые не показываются сотрудникам и служат руководством для специалистов по управлению персоналом при поиске и отборе персонала.
10.В крупных компаниях, внедривших техники контроллинга, в должностные инструкции могут быть включены критерии оценки деятельности сотрудника, занимающего данную должность.
Разработка плана внедрения проекта
План внедрения проекта представлен в таблице 3.
Таблица 3
План внедрения проекта
Содержание описания работ | Сроки исполнения работ, дней | Ответственное лицо |
Этап 1 Постановка задачи и распределение нагрузок и работ по времени и между экспертами. | ||
1.1. Распределение работ |
2 |
Менеджер по работе с персоналом |
1.2. Ознакомление с проектом сотрудников |
1 | |
Этап 2 Определение и конкретизация бизнес-процессов | ||
2.1. Прописание бизнес-процессов |
21 |
Специалист отдела консалтинга |
2.2. Корректировка |
+3 |
Специалист отдела консалтинга |
Этап 3 Системный анализ деятельности сотрудника | ||
3.1. Определение цели деятельности каждого сотрудника |
1 |
Менеджер по работе с персоналом |
3.2. Выделение функций каждого конкретного сотрудника |
2 | |
3.3. Формулировка шагов (задач), связанных с достижением цели в рамках функций каждого сотрудника |
2 | |
3.4. Разбиение шагов (задач) на последовательные взаимосвязанные операции (обязанности) |
2 | |
3.5. Определение места сотрудника в иерархии организации |
1 | |
3.6. Построение информационных потоков в ходе бизнес-процесса |
4 | |
Этап 4 Разработка пунктов по согласованию с непосредственным руководителем работника | ||
Содержание описания работ |
Сроки исполнения работ, дней |
Ответственное лицо |
4.1. Определение прав работника |
2 |
Менеджер по работе с персоналом |
4.2. Определение меры ответственности сотрудника |
2 | |
4.3. Определение критериев эффективной деятельности сотрудника |
2 | |
4.4. Определение образовательного уровня специалиста |
1 | |
Этап 5 Оформление документа | ||
5.1. Формирование документа |
3 |
Менеджер по работе с персоналом |
5.2. Согласование с юристом |
3 | |
5.3. Согласование с директором |
1 | |
5.4. Подготовка текста приказа о вступлении ДИ в силу |
1 |
Офис-менеджер |
Этап 6 Внедрение ДИ в практику | ||
6.1. Ознакомление сотрудников с документом |
4 |
Менеджер по работе с персоналом |
6.2. Применение на практике, выявление недостатков документа |
21 | |
6.3. Анализ полученного от сотрудников материала | ||
6.4. Корректировка ДИ | ||
6.5. Согласование откорректированной ДИ с юристом |
3 | |
6.6. Согласование ДИ с директором |
1 | |
6.7. Подготовка текста приказа о вступлении в силу новой должностной инструкции |
1 |
Офис-менеджер |
6.8. Ознакомление сотрудников с новым вариантом ДИ |
2 |
Менеджер по работе с персоналом |
ИТОГО рабочих |
93 |