a – условное начало
b – средний ежегодный прирост или среднее ежегодное снижение
t – порядковый номер года
a = ∑y/n = 562,5/5 = 112,5
b = ∑(y*T)/∑T2 = 537,8/10 = 53,78 млрд.руб.
Частный вид уравнения: Yт = 112,5 + 53,78 * Т – уравнение тренда
2001 год: Yt =112,5 + 53,78 * (-2) = 4,94 млрд.рублей
2002 год: Yt =112,5 + 53,78 * (-1) = 58,72 млрд.рублей
2003 год: Yt =112,5 + 53,78 * 0 = 112,5 млрд.рублей
2004 год: Yt =112,5 + 53,78 * 1 = 166,28 млрд.рублей
2005 год: Yt =112,5 + 53,78 * 2 = 220,06 млрд.рублей
Используя полученное уравнение тренда можно рассчитать прогноз оборота розничной торговли на 2006-2007гг.
2006 год: Yt =112,5 + 53,78 * 3 = 273,84 млрд.рублей
2007 год: Yt =112,5 + 53,78 * 4 = 327,62 млрд.рублей
На рисунке 2 показанадинамика оборота розничной торговли за 2001-2005 годы и прогноз на 2006-2007 годы.
Рис. 2 - Динамика оборота розничной торговли за 2001-2005гг и прогноз на 2006-2007гг
Делая вывод, можно сказать, что позитивные тенденции развития торговой отрасли в 2005 году сохранены. В течение всего года отмечались устойчивое увеличение оборота розничной торговли и достаточная насыщенность торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами, соответствующая платежеспособному спросу населения. По составленному прогнозу видно, что среднегодовой прирост оборота розничной торговли составляет 53,78 млрд.рублей, то есть в 2006 году оборот розничной торговли может составить 273,84 млрд.рублей, а в 2007 году – 327,62 млрд.рублей.
Прочное место в торговле занимает малый бизнес. Малые предприятия в 2005 году формировали 9,1% оборота розничной торговли, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети – 38,2%. Число индивидуальных предпринимателей на 01.01.2006 г. оценивается в 54 тыс. человек (56,8% от их общего числа).
Конкурентоспособность предприятия включает в себя комплекс экономических характеристик, определяющий положение предприятия на рынке. Она выражает отличия уровня развития данного предприятия от конкурирующего по степени удовлетворения потребителя и по эффективности производительной деятельности.
Целью анализа конкурентоспособности предприятия является выявление факторов, воздействующих на отношение потребителей к фирме и ее продукции:
- Имидж фирмы (представление потребителей о репутации фирмы и ее продуктах, о марочной политике предприятия и т.д.).
- Качество товаров, уровень их соответствия м/н стандартам.
- Развитость НИОКР, наличие передовых технологий.
- Коммерческие условия (предоставление кредитов, скидок).
- Организация сбытовой сети (формы сбыта, система товародвижения).
- Организация технического обслуживания (сроки гарантийного ремонта, стоимость сервисного обслуживания и т.д.).
- Продвижение товара на рынке.
Задача оценки деятельности предприятий решалась экспертным методом.
Для проведения экспертиз в ходе проведенного нами исследования по обозначенному выше кругу проблем решались задачи подбора экспертов, проведения их опроса и обработки результатов опроса. Состав экспертной группы формировался из квалифицированных специалистов по стажу работы, по ученому званию и степени, по занимаемой должности.
Привлекалась группа экспертов, составленная из 15 специалистов. Опрос привлеченных экспертов проводился путем анкетирования. В анкете экспертам необходимо было приписать каждому показателю ключевого фактора успеха в соответствии с их значимостью числа натурального ряда – присвоить им баллы по десятибалльной шкале.
Опрос проводился в один этап. Степень согласованности мнений экспертов оценивалась с помощью коэффициента конкордации и критерия χ2.
«Анкета установление значимости показателей оценки результатов деятельности предприятия»
Просим Вас принять участие в анкетном опросе специалистов.
Целью опроса является установление значимости показателей оценки деятельности предприятия. Результаты оценки предполагается использовать при решении задач, связанных с управленческой деятельностью на предприятии.
Вам необходимо:
В соответствии с Вашими предположениями о значимости каждого показателя присвойте наиболее значимому показателю оценку, равную 10 баллам, а следующие за ним показатели (т.е. менее значимые) оцените в долях от первого (например, 8; 7,5; 5; 3 и т.д.).
Ранги и оценки в баллах, полученные от специалистов, будут обобщены и использованы для оценки качества труда и работы. Ранги и оценки в баллах проставьте в приводимой ниже табл. 3.1
Таблица 3.1 - Оценки в баллах показателей качества работы предприятия
№ п/п |
Показатель |
Оценка в баллах |
1 |
Имидж фирмы (представление потребителей о репутации фирмы и ее продуктах, о марочной политике предприятия и т.д.) | |
2 |
Качество товара, уровень их соответствия международным стандартам | |
3 |
Развитость НИОКР, наличие передовых технологий | |
4 |
Коммерческие условия (предоставление кредитов, скидок и др.) | |
5 |
Организация сбытовой сети (формы сбыта, система товародвижения) | |
6 |
Организация техобслуживания (сроки гарантийного ремонта, стоимость сервисного обслуживания) | |
7 |
Продвижение товаров на рынке |
Примечание к п.п. 1,2,3. Если считаете необходимым, приведите комментарии.
Сообщите, пожалуйста, сведения о себе:
Возраст (годы) _ Общий трудовой стаж (лет) _
Стаж работы в данном подразделении (лет) образование
Занимаемая должность
Таблица 3.2 - Оценка экспертами показателей деятельности ООО «Вереск-Уфа» в баллах
Эксперт |
Показатели | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Итого: | |
1 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
2 |
10 |
9 |
7 |
8 |
4 |
6 |
5 |
49 |
3 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
4 |
10 |
9 |
7 |
8 |
4 |
6 |
5 |
49 |
5 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
6 |
10 |
9 |
7 |
8 |
6 |
5 |
4 |
49 |
7 |
10 |
9 |
7 |
8 |
6 |
5 |
4 |
49 |
8 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
9 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
10 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
11 |
10 |
9 |
7 |
8 |
4 |
6 |
5 |
49 |
12 |
10 |
9 |
7 |
8 |
4 |
6 |
5 |
49 |
13 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
14 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
15 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
49 |
Сумма баллов |
141 |
144 |
114 |
111 |
73 |
88 |
64 |
735 |
Отклонение от средней суммы баллов |
36 |
39 |
9 |
6 |
-32 |
-17 |
-41 |
0 |
Квадраты отклонений |
1296 |
1521 |
81 |
36 |
1024 |
289 |
1681 |
5928 |