Эффективность функционирования предприятия зависит от его способности приносит необходимую прибыль. Существуют некоторые соотношения показателей, необходимые для нормального функционирования предприятия. Так, себестоимость продукции должна находиться в удовлетворительном отношении к объему реализации, выручка - в приемлемом отношении к вложенному капиталу и т.д. Этими соотношениями во многом определяются основные ценностные критерии прибыльного предприятия. На основе анализа сложившегося состояния таких критериев и наметившихся тенденций их изменения разрабатываются мероприятия необходимые для стабилизации благоприятных тенденций или, наоборот, для устранения неблагоприятных. Определить фактические причины этих явлений можно лишь посредством анализа состояния основных показателей доходности.
Таблица 1.2 - Отчет о прибылях и убытках за 2005-2007гг., тыс. руб.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг, работ (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Валовая прибыль Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от продаж |
110340 73560 36780 10240 - 16300 |
104560 72240 32320 15830 - 16490 |
108940 75650 33290 20350 - 12940 |
Прочие доходы и расходы Проценты к получению Проценты к уплате Доходы от участия в других организациях Прочие операционные доходы Прочие операционные расходы Внереализационные доходы Внереализационные расходы |
17300 56600 30200 |
18500 67000 58900 |
39400 150400 120200 |
Прибыль (убыток) до налогообложения Отложенные налоговые активы Отложенные налоговые обязательства Текущий налог на прибыль, 24% |
60000 - - 14400 |
43090 - - 10341,6 |
82540 - - 19809,6 |
Чистая прибыль (убыток) |
45600 |
32748,4 |
62730,4 |
Выручка – денежные средства, полученные вырученные организацией.
Прибыль – разница между доходами от деятельности предприятия и расходами на осуществление этой деятельности.
Рентабельность предприятия – способность предприятия оправдывать свои расходы, т.е. быть безубыточным, доходным.
Расчеты по таблице:
Валовая прибыль = Выручка от продажи товара – Себест-ть проданных товаров
2005г.: 110340 – 73560 = 36780
2006г.: 104560 – 72240 = 32320
2007г.: 108940 – 75650 = 33290
Прибыль от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие расходы
2005г.: 36780 – 10240 = 16300
2006г.: 32320 – 15830 = 16490
2007г.: 33290 – 20350 = 12940
Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль (убыток) от продаж – Прочие расходы + Прочие доходы
2005г.: 16300 +17300+56600-30200 = 60000
2006г.: 16490+18500+67000-58900 = 43090
2007г.: 12940+39400+150400-120200 = 202740
Чистая прибыль = Прибыль (убыток) до налогообложения – Текущий налог на прибыль
2005г.: 60000+14400 = 45600
2006г.: 43090+10341,6 = 32748,4
2007г.: 82540+19809,6 = 62730,4
Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж/ Себест-ть проданных товаров
2005г.: 16300/73560 =0,222
2006г.: 16490/72240 = 0,23
2008г.:12940/75650 = 0,17
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж/ Выручка от продажи товара
2005г.: 16300/110340 = 0,15, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие имеет прибыль в размере 15ти копеек.
2006г.: 16490/104560 = 0,16, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие имеет прибыль в размере 16ти копеек.
2007г.: 12940/108940 = 0,12, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие имеет прибыль в размере 12ти копеек.
В рассмотренной выше организации ООО «Вереск-Уфа» общее финансовое положение можно охарактеризовать как стабильное, потому что прибыль от предпринимательской деятельности предприятия в период с 2005 по 2007год максимально возросла. Поэтому проанализировав и сделав выводы можно сказать, что организация «Вереск-Уфа» имеет в будущем большие возможности давать неплохие результаты.
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговая отрасль тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За последние годы она получила новые импульсы своего развития, существенно расширив «поле и правила игры» в экономике переходного периода. Сложилось так, что именно в сфере торговли началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы. В ней, как ни в одной другой отрасли, оформилась богатая конкурентная среда, позволяющая обеспечить эффективную деятельность и высокий уровень организации обслуживания.
Современная обстановка на внутреннем рынке показывает, что рыночные преобразования во многом оказали решающее значение для дальнейшего развития торговой отрасли и перехода к экономическому росту. Рассматривая внутреннюю торговлю, следует отметить, что анализ состояния торговой отрасли с 90-х годов и до сегодняшних дней является весьма актуальным. С самого начала реформирования экономики торговле уделялось недостаточно внимания. Отсутствие стратегии перехода на новые экономические условия породило многие негативные тенденции в деятельности торговых организаций. Эффективное функционирование предприятий потребительского рынка требует формирования инфраструктуры, обеспечивающей работу оптового и розничного звеньев как целостной системы.
Торговля – одна из отраслей народного хозяйства, где наиболее активно осуществляются процессы экономической реформы, совершенствуются рыночные отношения /11/.
Внутренняя торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Отрасль, которая динамично развивается и занимает важное место в социально-экономической жизни республики.
Основные направления развития Башкортостана: это обеспечение устойчиво высоких темпов роста, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышения качества жизни населения. Основной задачей поставленной Правительством РБ, является подъем экономики.