массовые увольнения.
К основным правилам ведения прощального разговора можно отнести следующие:
никогда не назначайте разговор в преддверии праздника или выходных;
не ведите его на рабочем месте, в присутствии коллектива;
продолжительность разговора не более 20 минут;
говорите искренне, не жалейте сотрудника, не обнадеживайте его. Нельзя давать ему повод, чтобы он усомнился в правильности принятого решения;
по возможности, попытайтесь ему помочь с трудоустройством.
В процессе работы менеджера постоянно имеют место различные конфликтные ситуации; проблемы, требующие незамедлительного вмешательства руководящего состава предприятия; задачи, возникающие перед организацией и требующие своего решения. Эти задачи можно назвать управленческими, поскольку они должны быть разрешены в процессе управления путем принятия и реализации управленческих решений, адекватных задачам.
Существует три стиля управления:
авторитарный (автократический);
либеральный (свободный, разрешительный);
демократический (коллегиальность, использование опыта и знаний персонала).
Основные этапы принятия и реализации управленческого решения:
управленческая задача;
подготовка управленческого решения;
принятие управленческого решения;
реализация управленческого решения;
конечный результат;
оценка результата.
Разработка управленческого решения включает в себя:
определение целей деятельности, направленной на разрешение проблемной ситуации;
изучение и оценку возможных вариантов мер и действий для достижения выбранных целей;
выбор рациональных (оптимальных) целей, мер и действий;
планирование сил, средств, действий, используемых для достижения целей.
Цели деятельности организации бывают:
главные;
вспомогательные;
стратегические;
оперативные;
основные;
резервные;
Меры и действия, предпринимаемые предприятием, могут быть в сфере:
рынка;
финансов;
производства;
технических новаций;
других сферах деятельности предприятия.
Привлекаемые средства - информационные, финансовые, технические .
Схема организации и мотивации действий по реализации управленческого решения может включать в себя:
организацию выполнения (структура управления, распределение обязанностей, взаимодействие);
мотивацию выполнения (материальное и моральное стимулирование, объединение персонала);
действия по выполнению решения.
Анализ и оценка конечных результатов проводится по следующим пунктам:
полнота достижения поставленных целей по содержанию, коммерческому эффекту, своевременности, по конкретным количественным критериям и показателям;
дальнейшие действия, вытекающие из полученных результатов;
правильность изучения и оценки исходной проблемной ситуации;
качество и обоснованность принятого управленческого решения;
организация выполнения решения;
профессиональная подготовка и деловые качества привлеченного к работе персонала;
сильные и слабые стороны всей программы действий.
Управление персоналом: стили и методы эффективной деятельности менеджеров
Иногда в отношениях между работником и работодателем возникают трудности. Многие из них можно избежать и быстро разрешить, если хорошо составлены правила и процедуры.
Каждый работник должен знать следующие основные правила:
требования к работе;
стандарты выполнения работы, которые считаются удовлетворительными;
требуемые стандарты поведения;
правила, выполнение которых необходимо;
дисциплинарные взыскания, которые последуют вслед за невыполнение правил;
процедура подачи жалоб.
В правилах, которые могут быть дополнены менеджером, должно быть указано, какое поведение считается неприемлемым. В случае их несоблюдения указать, что ожидает нарушителя. Различают три категории нарушений:
мелкое;
серьезное;
грубое.
Дисциплинарная процедура в случае нарушения правил должна быть:
составлена письменно;
понятна;
справедлива и обоснована;
быстро выполнима.
Дисциплинарная процедура в случае нарушения правил включает пять этапов, предупреждений:
неофициальная беседа;
неофициальное устное предупреждение;
письменное предупреждение;
последнее письменное предупреждение;
увольнение.
Разработайте процедуру подачи жалоб на вашем предприятии, фирме. Работник должен иметь возможность подать жалобу или апелляцию против дисциплинарного воздействия.
В небольших фирмах процедура подачи жалоб должна быть простой и состоять из двух этапов: неофициальная беседа и официальная жалоба. Если дисциплинарное нарушение, жалобы или апелляции не могут быть удовлетворительно разрешены работником и работодателем, нужно обратиться за советом и внешней помощью.
Все работодатели, менеджеры хотят иметь хорошие отношения со своим персоналом. Этому могут способствовать:
хорошие взаимоотношения между ними;
повышение морального духа;
отсутствие слухов и сплетен;
уменьшение непонимания и недоверия;
быстрота в решении проблем персонала;
эффективное и спокойное ведение бизнеса.
Менеджер должен думать о постоянном удовлетворении и стимулировании персонала: заработной плате, отпусках, о состоянии рабочих помещений, социальных возможностях (пикники), возможности для улучшения быта сотрудников на работе, субсидированное питание, товары со скидкой, автомобили компании, расходы на проезд, ссуды, схема оплаты больничных, частное страхование здоровья сотрудников, пенсии, более ранний выход на пенсии, предоставление самостоятельности, схемы стимулирования, право на увеличенный отпуск, обучение, повышение, личное отношение .
Работники предприятия могут быть представлены рабочими комитетами, ассоциациями работников, профсоюзами. Руководители предприятия и органы, представляющие интересы работников, должны находить взаимоприемлемые варианты разрешения всех проблем и конфликтов, возникающих в процессе совместной деятельности.