рыночная компонента (отражает соотношение спроса и предложения на рынке труда данного вида);
доплаты за условия труда (характеристика производственной среды, сменность, режим работы, степень занятости в течение рабочей смены);
надбавки (за производительность выше нормы - сдельный приработок, оплата за работу с численностью, меньше нормативной; за личный вклад в повышение эффективности и прибыльности; за высокое качество продукции, выполнение срочных и ответственных заданий);
премии (за качественное и своевременное выполнение договоров и этапов работ; по итогам работы за год; из фонда руководителя подразделения; авторские вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; вознаграждения за активное участие в освоении новых технологий и организационных предложений);
социальные выплаты (по семейным обстоятельствам, по болезни);
дивиденды по акциям предприятия.
Системы заработной платы характеризуют взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок, премий. Существуют десятки систем заработной платы: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная с нормированным заданием, аккордная . Большинство систем, применяемых на предприятиях развитых стран, рассматриваются как "ноу-хау"и не публикуются в открытой печати. Общей тенденцией является расширение сферы применения систем, основанных на повременной оплате с нормированным заданием и достаточно большой долей премий (до 50%) за вклад сотрудника и увеличение дохода фирмы.
В современных системах заработной платы особое внимание обращается на усиление заинтересованности каждого сотрудника в повышении эффективности использования производственных ресурсов. Рост заработной платы должен быть поставлен в зависимость от снижения норм затрат труда и материалов, повышения качества продукции, увеличения объема продаж.
Основные модели определения заработной платы:
рыночное определение заработной платы базируется на договоре между фирмой-работодателем и конкретным наемным работником;
коллективное определение зарплаты (объединяются в профсоюзы. .);
установление зарплаты государством (оклады госслужащим).
Функции заработной платы с точки зрения фирмы:
управление поведением;
затратная функция заработной платы.
Оплата труда персонала требует определенных знаний от руководителя. Он должен знать ответы на многие вопросы, касающиеся:
установления заработной платы;
схемы выплат зарплаты (на базе часов, дней, недель или месяцев);
способов оплаты (наличными, чеком, перевод денег из банка в банк…);
как и какие делать удержания при выдаче зарплаты;
оплаты больничных, пособий по беременности, отпусков и дней отсутствия на работе;
дискриминации при оплате труда и как ее избежать (равная оплата за равный труд, расовые, национальные, этнические признаки, по полу. .);
здоровья и безопасности труда.
Особенности оплаты труда отдельных групп рабочих и служащих фирмы
Для руководителей российских предприятий и фирм все большее применение находит контрактная система оплаты труда. Контракты заключаются между собственником и предпринимателем, предпринимателем и начальниками отделов, служб. Особенность контракта - его конфиденциальность. Условия контракта известны только тем, кто его подписывает. Срок действия - 3-5 лет.
Система окладов труда менеджеров должна учитывать следующие аспекты:
требования к сотрудникам исходя из требований рабочего места;
результативность труда сотрудника;
гласность и доказательность системы оплаты труда;
экономическая эффективность деятельности предприятия;
требования рынка труда. Решающими являются требования на их конкретном рабочем месте и достигнутые результаты.
Мотивацию определяют как силу, побуждающую к действию. Мотив - это внутреннее побуждение, импульс или намерение, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом:
теория удовлетворенности работой - концентрирует внимание на том, что побуждает действовать и стимулирует деятельность (Маслоу, Герцберг);
теории процесса - концентрируют внимание на выборе поведения, способного привести к желаемым результатам. Теории процесса утверждают, что индивиды оценивают различные виды поведения через измеримые трудовые результаты, которые, по их мнению, можно получить (Врум - теория ожидания, Скиннер - теория подкрепления).
Исследование, проведенное Локком и его коллегами (1980), позволяет оценить относительную действенность четырех широких и относительно самостоятельных групп методов мотивации:
денежный;
целевой;
обогащение труда;
партисипативность.
У каждого человека (индивида) имеется свойственная только ему мотивационная система. Индивидуальность этой системы зависит от личностных качеств человека и является одним из компонентов его индивидуальной жизненной и деловой концепции. Индивидуальная жизненная концепция в итоге выступает в качестве основного источника внутренних мотивов, например, в виде конкретных интересов, убеждений ., а также является определителем меры значимости мотивов внешнего происхождения.
Сильное мотивационное воздействие на человека оказывают результаты его деятельности: материальное вознаграждение, признание значимости для организации и степень самовыражения в виде творчества, предпринимательства .
В систему мотивации входит содержание процесса труда: соответствие интересам работника, его профессии, специальности, квалификации, интенсивность труда, возможность обучения, повышения квалификации, открытость инновациям и т.п.
В коллективе у сотрудников организации имеется много общих мотивов, которые носят групповой характер. Групповые мотивы выражают групповые потребности и интересы. Содержание групповых мотивов зависит от уровня зрелости межличностных отношений, интеллектуального уровня, целей и задач организации.
В основе хорошо спроектированных и разработанных систем прямого финансового поощрения и распределения выгод лежат следующие принципы:
коммуникация, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих принципов системы;
опора на обоснованную систему оценки работ;
хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки;
"разумные" нормативы;
поощрение четко увязано с результативностью;
измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей;
простота;
упор на качество;
увязка вознаграждения и результативности во времени;
создание атмосферы сотрудничества в большей степени, чем конкуренции;
вознаграждение за стимулированные, а не приемлемые уровни результативности;
действенная и экономичная стратегия вовлечения работников в выявление идей в области повышения производительности;
контроль за нормативами;
наличие механизма для пересмотра нормативов;
гарантированные часовые ставки или уровень заработной платы;
стимулирование вспомогательных рабочих;