Компания, в соответствии со своей миссией, стремится добиться максимальной удовлетворенности потребителей качеством продукции и услуг компании, а также привлечь новых потребителей. Корпоративная политика в области качества является одним из приоритетов деятельности ОАО «ЗЭиМ». Основным ее принципом является поддержание и укрепление доверия клиентов к копании, как к надежному производителю конкурентоспособной по качеству и цене продукции способной оперативно реагировать на запросы потребителей, постоянно развиваться и совершенствовать продукцию, технологии и методы деятельности.
Все знания, ресурсы и профессионализм сотрудников компании в 2008 году были направлены на обеспечение выполнения целей и задач в области качества. В 2008 г. на предприятии реализованы следующие мероприятия:
§ введена в действие Система качества, соответствующая требованиям международных стандартов ИСО 9001 и успешно пройден аудит органа по сертификации ТЮФ СЕРТ (Германия);
§ обеспечено снижение уровня несоответствий в производстве и количество претензий потребителей;
§ определены приоритетные области для улучшения, работа над которыми будет способствовать укреплению позиций АБС Автоматизация на отечественных и зарубежных рынках.
В 2008 году в компании началась активная реализация проектов «Качество» и «Самооценка как непрерывный процесс совершенствования ОАО «ЗЭиМ» по критериям премий Правительства РФ в области качества. Приступили к подготовке перехода на новый международный стандарт ИСО 9000-2000, который построен на принципах TQM. С целью реализации одного из принципов TQM – «принятие решений на основе фактов» - в компании внедряются следующие статистические методы: FMEA (анализ видов и последствий потенциальных отказов), SPC (статистическое управление процессами), MSA (анализ измерительных систем). [6]
Система качества Компании в 2008 году успешно прошла очередной надзорный аудит органа по сертификации TUV NORD CERT(Германия) на соответствие международному стандарту ISO 9001. В целях дальнейшего роста качества отношений с клиентами, продукции в Компании продолжились работы по систематизации процесса непрерывного улучшения качества и переходу на стандарты ISO 9001.
В 2008 году был получен ряд Сертификатов соответствия в системе ГОСТ Р.
Главными направлениями развития системы менеджмента качества в 2008 году были реинжиниринг и оптимизация бизнес – процессов и снижение непроизводительных потерь в производстве.
Реинжиниринг ключевых процессов, в т. ч. с изменением организационной структуры, позволили обеспечить выполнение 98 % заказов в срок , снизить трудоемкость в производстве на 23,7 тыс. н-час за счет вывода на аутсорсинг неконкурентоспособных и непрофильных технологий. Цель деятельности компании области качества – добиться максимальной удовлетворенности потребителей продукцией и услугами, привлечь новых потребителей. Это значит, что понятие качества рассматривается гораздо шире, нежели только качество продукции – это и качество отношения с клиентами, сервиса, информационных материалов, обработки заказов и т. д. Стремление к высокому качеству, его непрерывное повышение - неотъемлемые элементы корпоративной идеологии, культуры Компании и воспринимаются как ключевые условия для роста конкурентоспособности бизнеса. [7]
Ресурсы компании в 2008 году были направлены на обеспечение выполнения целей и задач, определенных «Политикой руководства ОАО «АБС Автоматизация» в области качества» и программой действий по ее реализации. В рамках внедрения методологии TQM и самооценки в отчетном году завершено внедрение системы регулярного мониторинга удовлетворенности заинтересованных сторон Компании, в том числе клиентов и персонала.
Принятая в компании методика позволяет количественно измерить и оценивать степень удовлетворенности клиентов. Полученные результаты содержат не только оценку по основным критериям качества, но и конкретные предложения по улучшению. В 2008 году были проведены исследования, которые показали, что более 90 % клиентов удовлетворены деятельностью Компании на уровне « средняя цена» и « высокая оценка». Оценка степени удовлетворенности в среднем составила 77,6 %. Один из крупнейших потребителей продукции Компания – ОАО «Северсталь» (Череповец), оценил работу Компании присвоением ей категории « Надежный поставщик».
В 2008 году сохранена положительная динамика удовлетворенности клиентов потребительскими свойствами продукции, в том числе ее качеством, ценой, техническими характеристиками. Получила развитие тенденция по существенному снижению несоответствий на приёмо-сдаточных испытаниях снижен в 2 раза до 0,12 %. Всего же за период 2006-2008 годов в рамках интенсификации работ по существенному повышению качества и внедрению международных стандартов уровень несоответствий снижен более чем в 30 раз. По итогам 2008 года количество отказов продукции уменьшилось на 14 %.[8]
Корпоративная политика в области качества является одним из приоритетов деятельности ОАО «АБС Автоматизация». На 2009 год намечены две главные цели деятельности фирмы в области качества:
1.) повысить уровень удовлетворения запросов внешних и внутренних потребителей;
2.) выстроить систему взаимоотношений с внешними и внутренними поставщиками, основанную на фактических данных и системном контроле качества.[7]
Информация об основных задачах фирмы представлена в табл. 1.
Таблица 1
Задачи |
Бюджет, тыс. руб. |
Связь с самооценкой (критерии) |
Критерий достижения целей |
Ожидаемый результат |
1. Обеспечить эффективное функционирование системы качества |
300 |
Удовлетворение запросов потребителей через эффективное развитие и функционирование системы качества |
Заключение внешних аудиторов о продлении действия сертификата соответствия |
Поддержание и усиление конкурентоспособности выпускаемой продукции, уверенности потребителя в получении качественной продукции в соответствии с требованиями контракта |
2. Пройти инспекционный аудит на подтверждение соответствия системы качества существующим требованиям |
100 |
Поддержание уверенности потребителей через сертификацию продукции третьей стороной |
Заключение внешних аудиторов о продлении действия сертификата соответствия |
Подтверждение соответствия существующим требованиям |
3. Совершенствовать систему менеджмента качества (СМК) на основе: -существующих принципов -методов проведения самооценки модель премий в области качества) |
500 |
Использование результата самооценки для совершенствования СМК |
Документально оформленные ключевые моменты |
Выявление и устранение барьеров во взаимосвязи между процессами и их оптимизация |
4. Стремится к отсутствию дефектов, используя статистические методы управления процессами. |
500 |
Стремление к улучшению |
Устойчивая тенденция снижения уровня несоответствия качества по группам изделий |
Снижение количества рекламаций и потерь от брака |
5. Продолжить внедрение технологии предупреждения несоответствий: внедрение системы статистического контроля на всех этапах жизненного цикла продукции. |
500 |
Измерение, анализ и улучшение качества на основе СМК |
Документально оформленные предложения по улучшению конструкции и технологии выпускаемых и проектируемых изделий. Внедрение карт Шухарта на отдельных участках для анализа технологических процессов. Протоколы периодических оценок измерительных систем в соответствии с графиком. |
Внедрение предложений по улучшению. Улучшение технологических процессов. Периодические оценки измерительных систем. |
6. Выявить требования клиентов, обеспечить системное пополнение базы данных всеми заинтересованными службами. |
500 |
Понимание настоящих и будущих потребностей потребителей через сертификацию продукции третьей стороной. |
Электронная база замечаний и предложений потребителей по группам изделий. |
Использование базы данных при проектировании и формировании программ повышения качества изделий. |
7. Сертификация изделий: - сертификация в системе сертификации продукции -инспекционный контроль сертифицированной продукции |
67,5 19 |
Поддержание уверенности потребителей через сертификацию продукции третьей стороной |
Получение сертификата соответствия на продукцию |
Повышение конкурентоспособности продукции и удовлетворенности потребителей. |
8. Аккредитовать испытательную лабораторию |
45 |
Управление интеллектуальной собственностью и использованием технологий, качество услуг и другие результаты работы фирмы |
Получение свидетельства об аккредитации на проведение сертификационных испытаний |
Проведение сертификационных испытаний продукции с сокращением затрат, выполнение сторонних заказов на проведение испытаний с получением прибыли. |
9. Продлить срок аккредитации метрологической службы фирмы на право проверки средств измерений |
11 |
Управление интеллектуальной собственностью и использованием технологий, качество услуг и другие результаты работы фирмы |
Заключение комиссии, назначенной Госстандартом, на продление действия аттестата аккредитации метрологической службы |
Возможность проверки средств измерений, право приемки изделий-средств измерений |
10. Создать информационную базу метрологического обеспечения |
32 |
Управление информационными ресурсами, качество услуг и другие результаты работы фирмы |
Электронная база метрологического обеспечения с применением специального программного продукта |
Эффективное управление контрольно-измерительным и испытательным оборудованием |
11. Создать электронный архив |
50 |
Управление информационными ресурсами, качество услуг и другие результаты работы фирм |
Наличие электронного архива |
Повышение качества разрабатываемой документации, ускорение разработки и корректировки документации, оперативность поиска и расширение доступа к просмотру необходимой документации. |
12. Повысить эффективность системы выбора, оценки и мотивации поставщиков, внедрить систему мотивации выбора поставщиков |
50 |
Управление закупками, качество услуг и другие результаты работы фирмы |
Разработка методики и анализ эффективности выбора и оценки поставщиков за полугодие на основе статистических данных поставках, а также стандарта (методики) по мотивации выбора поставщиков |
Высокое качество материалов и комплектующих изделий, что в конечном итоге позволяет повысить качество продукции |