— планирование «снизу вверх» (укрупнение плана — предложения о дополнении плана);
— работа без плана (полное делегирование функций по обеспечению и повышению качества);
— планирование в зоне результата (частичное делегирование).
2. Привязка к календарю (выделение календарных сроков реализации плана) осуществляется посредством выбора одного из вариантов:
— объемное планирование качества по календарным интервалам;
— жесткое планирование по датам завершения работ (по особым точкам);
— свободное планирование очередности работ.
3. Длина горизонта планирования — временной интервал планирования:
— планирование на один интервал (дискретное планирование);
скользящее планирование (плановый горизонт больше отчетного срока);
— остаточное планирование (уменьшающийся плановый горизонт);
— гибкое планирование (с выбором планового горизонта).
4. Влияние предшествующего результата на составление будущего плана:
— планирование «с нуля» (прошлые обязательства пропадают);
— «возвратное» планирование (прошлые обязательства остаются).
5. Выделение приоритетной переменной при планировании:
— планирование по заказам;
— планирование по группам продукции;
— планирование по технико-экономическим показателям;
— комбинированное планирование (работа с заделами).
6. Связь между объектами планирования:
— планирование «по узкому месту»;
— планирование «от выхода к входу»;
— планирование «от входа к выходу»;
— последовательная «проводка» единиц продукции.
7. Принципы организации плановой работы:
— специализация плановой деятельности;
— разделение процессов планирования и корректировки плана;
— разделение нормативного планирования и привязки плана к календарным срокам;
— взаимодействие плановых работников через компьютерную систему;
— осуществление планирования как части единой горизонтальной структуры предприятия.
Планирование качества продукции на предприятии должно быть основано прежде всего на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о ее поведении в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками.
Планы повышения качества должны учитывать также результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научных исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.
Крупные фирмы, имеющие собственные научно-исследовательские подразделения, осуществляют не только текущее, но и перспективно планирование качества своей продукции, а также его прогнозирование. При этом источниками информации служат фактические показатели качества и эффективности продукции, нормативно-технические документация, патенты, научные разработки и материалы экспертиз оценок.
В зависимости от временного периода, стоящих задач и типа продукции могут применяться различные методы прогнозирования: моделирование, экспертные оценки, математическая статистика, экстраполяция и др. [5 стр. 96-97]
Планируемые задания и обязательства по повышению качества продукции должны быть согласованы с другими разделами планов предприятия, а также обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Планируемые изменения себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства, численности работников, их заработной платы, суммы капитальных вложений и так далее, связанные с проведением мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами.
Процесс взаимодействия с внешней средой тоже должен согласовываться с политикой в области качества на предприятии. Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение качества собственной продукции, предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции. Необходимо также оказывать разнообразную помощь предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.
В состав плана предприятия по повышению качества продукции могут входить как отдельные показатели, так и целые комплексы мероприятий, направленных на улучшение качества.
Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют следующие задания:
§ достичь и превысить технический уровень и качество лучших отечественных и зарубежных образцов;
§ увеличить выпуск сертифицированной продукции;
§ улучшить отдельные показатели качества выпускаемой продукции;
§ модернизировать или снять с производства неконкурентоспособную продукцию;
§ разработать и реализовать конкретные мероприятия по достижению заданного уровня качества и др. [5 стр. 98]
Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют:
— внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование качества продукции;
— планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;
— планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;
— планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;
— планирование качества продукции в договорах и контрактах.
В последние годы одним из важнейших направлений планирования повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производства к сертификации.
Содержание направлений планирования повышения качества может отличаться в зависимости от формы собственности предприятия, целей деятельности и типа организационной структуры.
Одной из важнейших проблем сокращения издержек и повышения качества продукции является минимизация потерь от внутреннего и внешнего брака. Учет этого фактора при планировании позволит предприятию наиболее успешно экономить ресурсы и инвестировать средства в собственное развитие. Таким образом, на предприятиях целесообразно осуществлять планирование возможных потерь от внутреннего и внешнего брака. Руководители отдельных предприятий считают, что планировать брак и дефекты нецелесообразно, поскольку при изготовлении продукции не должно быть никаких отклонений от нормативно-технической документации. Однако от того, что брак не запланирован, он не перестает существовать. Даже при достаточно высокой квалификации работников и наличии современного оборудования и оснастки брак может возникать по различным объективным причинам. Если предприятию в целом и его отдельным подразделениям планировать нулевые показатели брака, то его просто начнут скрывать. В результате не будет серьезного анализа причин брака и эффективной работы по его минимизации.
Потери от брака и рекламаций оказывают влияние на экономику предприятия, приводя к увеличению себестоимости продукции, нерациональному использованию производственных фондов и рабочей силы-