4) поддержка руководителями деятельности в области качества путем обеспечения соответствующими ресурсами и оказания помощи;
5) взаимодействие руководителей с заказчиками и поставщиками;
6) участие руководителей в развитии деятельности по административному управлению качеством.
Критерии оценки политики и стратегии в области качества:
— использование методологии TQM в политике стратегии предприятия;
— учет информации, относящейся к обеспечению качества при разработке политики стратегии;
— использование стратегии и политики в бизнес-планах;
— доведение политики и стратегии до сведения персонала;
— основы системы качества.
Наряду с политикой и стратегией повышения качества продукции Предприятия особую роль играют такие средства планирования, как Документационное обеспечение внедрения системы управления качеством. Основными плановыми документами при этом являются техническое задание на разработку и внедрение системы управления качеством, а также технический и рабочий проекты системы.
Техническое задание содержит, как правило, следующие основные разделы:
1) особенности системы управления качеством;
2) этапы работ и сроки их выполнения;
3) цель разработки и внедрения системы управления качеством продукции на предприятии;
4) общая характеристика предприятия;
5) принципы построения системы управления качеством;
6) стандарты предприятия на разрабатываемую систему;
7) организационно-технические мероприятия.
Основные нормативные и методические источники, регламентирующие требования к разрабатываемым содержанию и построению каждого из перечисленных разделов, заключаются в следующем.
В первом разделе главная цель создания системы управления качеством обычно конкретизируется в виде следующих задач:
— освоение новых видов конкурентоспособной продукции;
— увеличение производства сертифицированной продукции (по отдельным видам и наименованиям);
— улучшение отдельных показателей качества выпускаемой продукции (надежности, экономичности; безопасности применения и др.);
— повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке;
— снятие с производства, замена или модернизация морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
— улучшение экономических показателей деятельности предприятия.
Во втором разделе приводится краткая характеристика выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), дается оценка действующей на предприятии системы производства и управления, указываются стадии жизненного цикла продукции, управление которыми осуществляется на данном предприятии, отмечаются особенности хозяйственных взаимоотношений с поставщиками и потребителями продукции предприятия.
В третьем разделе приводятся ориентировочный перечень функций управления качеством, конкретные задачи, решаемые по каждой из функций, а также их закрепление за отдельными подразделениями предприятия.
Четвертый раздел должен содержать перечень разрабатываемых стандартов предприятия, входящих в проект системы управления качеством. При этом по каждому стандарту указываются сроки начала и окончания разработки, ответственные исполнители, обосновываются требования к стандартам, обеспечивающие единство формы, содержание и взаимосвязь их между собой и другими нормативными документами.
В пятом разделе указываются мероприятия по повышению организационно-технического уровня предприятия. Основой для разработки раздела обычно служат результаты тщательного анализа состояния дел по качеству на предприятии и в его отдельных подразделениях.
Шестой раздел содержит полный перечень нормативно-методических документов и материалов, которые обязательно должны быть использованы при разработке системы управления качеством продукции на предприятии.
В седьмом, заключительном, разделе должны быть указаны этапы работ по созданию всей системы управления качеством; очередность и сроки выполнения каждого этапа; подразделения предприятия, участвующие в выполнении отдельных этапов, а также привлекаемые сторонние организации; порядок согласования внутри предприятия всех разрабатываемых стандартов на проектируемую систему управления качеством.
Технический и рабочий проекты системы управления качеством продукции на предприятии разрабатываются специалистами соответствующих служб для детализации и конкретизации основных положений рассмотренного ранее технического задания на разработку и внедрение системы.[4 стр. 114]
Для технического проекта характерны, как правило, следующие разделы:
1) цель создания системы управления качеством продукции;
2) главные принципы и общая структурно-функциональная схема системы;
3) средства обеспечения функционирования системы;
4) стандарты предприятия по управлению качеством;
5) меры по повышению организационно-технического уровня предприятия.
Особенности содержания и построения каждого из перечисленных разделов заключаются в следующем.
В первом разделе уточняется в случае необходимости формулировка цели, данная в техническом задании на разработку и внедрение системы, выделяются задачи, которые необходимо решить в приоритетном порядке.
Второй раздел должен содержать уточненный по сравнению с техническим заданием перечень функций управления качеством продукции с обязательным указанием должностных лиц, ответственных за выполнение каждой функции. Также приводится общая структурная схема предприятия с указанием функций управления качеством, выполняемых его подразделениями и отдельными должностными лицами, указываются информационные потоки и связи подчинения. Также в разделе обозначают стадии жизненного цикла изделия, на которых данное предприятие осуществляет управление его качеством, определяют порядок координации деятельности при функционировании системы, а также подразделение, отвечающее за эту координацию, его структуру и подчиненность.
В третьем разделе приводятся те средства, на которые могут и должны ориентироваться разработчики стандартов предприятия и системы в целом. Прежде всего это средства информационного и метрологического обеспечения процессов управления качеством, экспериментальная и испытательная база предприятия, его финансовые и кадровые возможности. В этом же разделе указывают основные направления совершенствования производства и управления на предприятии, на которые могут и должны ориентироваться разработчики системы управления качеством продукции в обозримой перспективе.
В четвертом разделе приводится перечень стандартов предприятия, необходимых для создания и внедрения системы управления качеством, а также составляется сводный график их разработки. При этом все стандарты предприятия обычно группируют по определенному принципу (стадия жизненного цикла изделия, функция управления качеством и т. п.). Кроме того, в этом разделе отражают взаимосвязь указанных стандартов с другими стандартами предприятия и стандартами более высокой категории, перечисляют основные нормативно-методические материалы и документы, которые должны быть использованы при разработке стандартов.