При планировании и анализе фактических результатов деятельности предприятия его потери при окончательном внутреннем браке продукции могут быть определены по формуле
Пб = Сб + 3 (1+ К ) + Яп - Сб - 3 ,
где Сб — стоимость сырья, материалов, покупаемых комплектующих изделий, отнесенных на себестоимость продукции, руб.; 3 — сумма заработной платы, затраченная на изготовление продукции до момента обнаружения брака, руб.; К — коэффициент, выражающий отношение цеховых расходов и расходов по содержанию оборудования к основной заработной плате рабочих по плану; Яп — дополнительные потери от брака в других цехах предприятия, вызванные браком данного цеха, руб.; Соб — стоимость окончательно забракованной продукции по цене возможного ее использования, руб.; 3 — сумма возмещения убытков, фактически взысканная с виновников брака, руб.
Затраты предприятия по исправлению внутреннего брака можно определить по формуле
Сиб = Зиб + 3 (1 + К ) + Яп -3,
где Сиб — стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, израсходованных при исправлении брака, руб.; Зиб — сумма заработной платы, затраченная на исправление забракованной продукции, руб.
Как указывалось выше, процесс планирования качества осуществляется по-разному в зависимости от форм собственности предприятий. На малых предприятиях, как правило, отсутствуют специальные структурные подразделения или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате нередко возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки.
Сами планы повышения качества продукции малых предприятий содержат, как правило, ограниченное число разрабатываемых показателей и нередко вытекают только из заключенных договоров на ставку продукции (оказание услуг, выполнение работ). Зачастую вопросы повышения качества на малых предприятиях не находят должно отражения в разрабатываемых ими бизнес-планах собственного развития (особенно в таких разделах, как «Виды товаров и услуг», «Правовое обеспечение деятельности фирмы», «Авансовый план» и др.). [5 стр. 99-100]
Научно обоснованный подход требует разработки на малом предприятии самостоятельного документа — плана повышения качества продукции (работ, услуг). Применительно к малому предприятию он может включать следующие разделы:
1) плановые показатели и задания по повышению качества продукции для предприятия в целом;
2) плановые показатели и задания по повышению качества продукции для внутренних подразделений предприятия;
3) плановые мероприятия по материально-техническому обеспечению повышения качества продукции;
4)плановые мероприятия по организационному обеспечению повышения качества продукции;
5) плановые мероприятия по кадровому обеспечению повышения качества продукции.
При этом в первый из названных разделов целесообразно включать задания по таким направлениям, как выпуск сертифицированной продукции, выпуск новых видов изделий и расширение ассортимента, освоение новых видов услуг и форм обслуживания, повышение сортности (марочности) выпускаемой продукции, снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции, сокращение потерь от брака и рекламаций.
Второй из названных разделов плана повышения качества продукции (работ, услуг) малого предприятия представляет собой детализацию первого раздела и должен содержать задания по таким направлениям, как повышение качества деталей, узлов, сборочных единиц, комплектующих изделий и полуфабрикатов, а также их внутрифирменная аттестация в сочетании с аттестацией готовых изделий, технологических процессов и оснастки.
Третий раздел рассматриваемого плана должен предусматривать следующие мероприятия: по техническому перевооружению, внедрению нового и модернизации действующего оборудования; по внедрению новой технологии производства, контроля качества и испытаний продукции; по механизации и автоматизации производственных процессов, расширению компьютеризации и использованию средств оргтехники.
В четвертом разделе должны быть разработаны конкретные мероприятия по следующим направлениям: контроль соблюдения технологической дисциплины; контроль внедрения и соблюдения стандартов на предприятии; контроль хода работ по подготовке к сертификации; совершенствование метрологического обеспечения и технического контроля; улучшение организации договорной и претензионно-поисковой работы с поставщиками и потребителями продукции, а также работы по устранению замечаний органов Госстандарта России и др.
В пятом разделе плана целесообразно предусмотреть задания по подготовке и переподготовке кадров в области управления качеством, по повышению их квалификации, технической учебе, оценке качества труда и аттестации работников предприятия.
Конечной целью планирования повышения качества продукции на предприятии должно быть повышение эффективности его функционирования.
Целесообразность мероприятий по повышению качества продукции определяется наличием и величиной экономического эффекта от производства и использования новых средств труда с улучшенными качественными характеристиками. Названный эффект может быть рассчитан специалистами предприятия по общеизвестной методике.
Кроме того, разрабатывая конкретные мероприятия по повышению качества продукции на отдельном предприятии, необходимые показатели находят отражение в заданиях по улучшению качества продукции; в планах выпуска продукции, технического развития предприятия, стандартизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров и т. д.
Для предприятия планируемыми могут быть следующие показатели: уровень качества — доля выпуска продукции высшей категории качества; виды аттестуемой продукции, имеющие наиболее важное значение для удовлетворения потребностей населения; характеристики процесса изготовления продукции — процент сдачи продукции с первого предъявления, коэффициент качества, снижение процента "Бака, количества рекламаций, доли возврата изделий на доработку; эксплуатационные характеристики — производительность, грузоподъемность, скорость, надежность, долговечность, экономичность изделия и др.
Одним из основных этапов планирования повышения качества продукции на предприятии является план мероприятий по подготовке изделий к сертификации. Для этого предприятие должно располагать необходимыми ресурсами и персоналом, способным обеспечивать статный выпуск качественной продукции.[5 стр. 101-102]
Руководство предприятия должно определять требования к использованию ресурсов и выделять их в необходимом объеме, чтобы обеспечить проведение мероприятий в области повышения качества. Такие ресурсы могут включать:
— людские ресурсы и специализированный персонал;
— оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;
— производственное оборудование;
— контрольное, испытательное и проверочное оборудование;
— контрольно-измерительную аппаратуру и программное обеспечение ЭВМ.