Говоря о проблемах и причинах, их вызвавших, нельзя не упомянуть о том факте, что ни на те, ни на другие мы уже никак не можем повлиять. Все, что мы можем сделать — устранять их последствия, никоим образом не предотвращая их возникновение. Будущие результаты отображаются в виде набора ключевых показателей эффективности процессов предприятия, а также их будущих значений.
Затем сотрудники отдела качества обработали полученные результаты и представили их в агрегированном виде (табл. 1) для обсуждения на очередном заседании рабочих групп.
Таблица 1 Возможные причины появления проблем
Выявленные проблемы |
Причины появления проблем |
Соблюдение интересов потребителя | |
• срывы графиков обеспечения основными и вспомогательными материалами; • срывы планов реализации услуг по причине отсутствия материалов; • отклонение от заказанной номенклатуры комплектующих; • отклонения от заказанных объемов материалов и комплектующих; • приобретение узлов и материалов не соответствующих требованиям заказчика; • отсутствие учета и работы с претензиями потребителей. |
• нет регламентов выполнения намеченных мероприятий; • не учитываются и не анализируются требования потребителей; • слабая связь процессов планирования деятельности отделов организации; • отсутствие должного входного контроля над закупаемыми материалами; • не регламентирована процедура отбора поставщиков материалов; • использование различной терминологии при подготовке спецификаций заказываемой продукции. |
Организация внутренних процессов | |
• несвоевременная оплата счетов за полученную продукцию; • несвоевременная и некорректная информация по текущему состоянию складских остатков; • неточности в планировании закупок и в связи с этим авралы в работе; • нестыковка в заказах материалов и транспорта для их перевозки. |
• нет регламентов выполнения намеченных мероприятий; • не учитываются и не анализируются требования потребителей; • слабая связь процессов планирования деятельности отделов организации. |
Финансы | |
• потери денежных средств связанные с малыми партиями заказов материалов и комплектующих (затраты на транспорт, потеря оптовой скидки); • иски и штрафные санкции внешних потребителей за срывы сроков плановых работ; • высокие операционные издержки; • замораживание финансовых средств в связи с увеличением неликвидов на складе. |
• нет регламентов выполнения намеченных мероприятий; • не учитываются и не анализируются требования потребителей; • слабая связь процессов планирования деятельности отделов организации; • не учитываются операционные затраты подразделений. |
Ресурсы | |
• неравномерность использования складских помещений в зависимости от времени года; • увеличение неликвидной продукции на складах основных и вспомогательных материалов; • рост текучести кадров в отделе снабжения; • потери материалов в связи с неправильным их хранением. |
• нет регламентов выполнения намеченных мероприятий; • не учитываются и не анализируются требования потребителей; • слабая связь процессов планирования деятельности отделов организации; • не учитываются операционные затраты подразделений. |
Не трудно заметить, что причин появления проблем не так много и они сводятся в основном к отсутствию регламентов ряда процессов предприятия и слабому вниманию к требованиям потребителей.
Нами была проведена классификация затрат на качество ОАО "ЗИТ".
Все затраты на качество на ОАО "ЗИТ" включают в себя:
затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию;
капитальные вложения потребителя, связанные с приобретением и монтажом машины;
удельные приведенные затраты на единицу полезного эффекта машины;
затраты на контроль изделия;
затраты на сертификацию изделия.
Проведем классификацию затрат на качество.
1. Расходы на обеспечение качества:
1.1 Расходы на разработку;
1.2 Расходы на устранение дефектов;
1.3 Затраты на контроль.
2. Расходы на подтверждение качества:
2.1 Затраты на сертификацию изделия.