Для исследования требований потребителей к автомобильному лобовому стеклу нами была применена методика QFD. Для начала нами были определены потребители, которых в конечном итоге мы разделили на две группы:
1) конечные покупатели лобового стекла в составе автомобиля
2) разработчики самого автомобиля
Поскольку это изделие постоянно на виду, требования конечного покупателя особенно важны. Проведенные исследования требований конечных покупателей показал, что наиболее важными для них в отношении лобового стекла являются:
1) хороший обзор,
2) легкость чистки;
3) защита от солнца.
В процессе работы эти требования получились в результате логического анализа и объединения в группы множества первичных предложений покупателей.
"Строительство "Дома качества" может быть подразделено на следующие шаги (рис.1)":
Рис. 1
Покупательские требования были оценены по 5-тибальной шкале, при этом 5 - крайне важный рейтинг, 1 - не очень важный. Далее, нами была получена покупательская оценка изделий ВАЗа по сравнению с изделиями конкурентов, при этом снова использовалась 5-тибальнная шкала рейтингов от 1 до 5, но в этом случае 1 соответствовала "очень плохо", а 5 - "очень хорошо". На рис.2 представлен первичный "Дом качества" для лобового стекла автомобиля LADA-Priora.
ПХ |
Важность |
Хороший обзор |
Легкость чистки |
Защита от солнца |
Уровень ПХ |
Шеви-Нива |
Лада-Калина |
Хороший обзор |
4 |
1 |
1 |
2 |
+ | ||
Легкость чистки |
5 |
2 |
1 |
2 |
+ | ||
Защита от солнца |
4 |
2 |
1 |
1 |
+ |
Рис. 2
Для зеркала заднего вида можно предложить следующие действия:
Требование покупателя: |
Показатель качества |
Хороший обзор |
Испытание на вибрацию |
Легкость чистки |
Площадь экрана |
Защита от солнца |
Наличие затемненной полосы |
Очевидно, что один показатель может относиться к нескольким потребительским требованиям, т.е. показатели и требования покупателя образуют некую матрицу взаимосвязи. Отразим данную матрицу и произведем оценку степени связи показателей и требований покупателя по установленной системе. Результаты этого этапа построения "Дома качества" представлены на рис.3.
Рис. 3
Используя оценочную шкалу строится корреляционная матрица
Хороший обзор |
Легкость чистки |
Защита от солнца | |
Хороший обзор |
1 |
5 |
0,2 |
Легкость чистки |
5 |
1 |
9 |
Защита от солнца |
0,2 |
9 |
1 |
Сумма по столбцу |
6,2 |
15 |
10,2 |
Затем из данных таблицы считается сумма уже по строкам путем простого сложения значений в строке, и получается столбец "сумма ряда", куда заносятся суммы по строкам. Далее вычисляется сумма по столбцу с названием "сумма ряда" для проверки правильности вычислений. Сумма должна быть равна нормированным столбцам. Итоговым шагом будет деление каждого значения в столбце "сумма ряда" на сумму по этому столбцу с умножением на 100 процентов. Полученное значение заносится в столбец "приоритет, %". Значение последнего столбца – показать важность каждого требования для потребителей, то есть проранжировать все требования, полученные с помощью таблицы "голоса" потребителей.
Хороший обзор |
Легкость чистки |
Защита от солнца |
Приоритет | |
Хороший обзор |
16% |
33% |
2% |
70% |
Легкость чистки |
81% |
7% |
88% |
168% |
Защита от солнца |
3% |
60% |
10% |
62% |
Итак, требования потребителей распределились следующим образом (рис.4)
Рис.4
Отсюда видно, что существует сильная связь между "легкостью регулирования" и "усилием регулирования", "легкостью определения расстояния" и "увеличением" и т.д. Почти все покупательские требования "закрыты" сильными связями с показателями качества. В то же время 3 из 4-х показателей качества имеют сильную взаимосвязь с требованиями покупателя, а 1 - умеренную, что также говорит о правильном выборе системы показателей качества.