Представленная структура бизнес-процессов (см. табл. 3.1.), на мой взгляд, не достаточно полна. Структура бизнес-процессов в идеале должна представлять собой регламент работы предприятия. Она должна отражать порядок выполнения каждым работником предприятия своих функций, ресурсы, необходимые для этого, время, результаты и показатели, по которым эти результаты могут быть оценены, а также должны быть определены потребители этих результатов.
В данном случае мы видим слишком укрупненное деление производства на бизнес-процессы. Кроме того, некоторые службы и отделы, необходимые для осуществления основной деятельности предприятия, не были задействованы в перечне бизнес-процессов (см. рис. 3.1). Также в рамках данной системы менеджмента качества не были разработаны основные показатели, по которым можно было бы оценивать результаты каждого бизнес-процесса. И еще один важный «минус» — четко не определены лица, ответственные за каждый результат, полученный на выходе любого из бизнес-процессов.
Основываясь на данных видимых недостатках, нельзя назвать этот перечень бизнес-процессов регламентом, по которому предприятие может работать. Данное деление производства на бизнес-процессы носит скорее формальный характер, чем практический.
Чтобы отразить вклад в производство всех работников предприятия, в представленную структуру, например, можно добавить следующие вспомогательные бизнес-процессы: (см. табл. 3.2)
Таблица 3.2
Вспомогательные бизнес-процессы ОАО «ВСЭМ»
№ п/п |
Название бизнес-процесса |
Составляющие процесса (подпроцессы) |
Входящая информация |
Исходящая информация |
Отдел, служба, структурное подразделение, ответственное за подготовку исходящей информации |
Получатель исходящей информации |
Планируемые и отчетные показатели |
13 |
Обеспечение фронтом работ |
1.1. Деятельность по позиционированию и планированию организации на рынке производителей электромонтажных и пусконаладочных работ. Разработка и осуществление рекламных компаний. |
1. Внешняя общая информация (ситуация в экономике страны, региона, информация о деятельности конкурентов и партнеров, научно-техническом прогрессе) 2. Политика и стратегия организации 3. Положение о руководстве ОАО «ВСЭМ» 4. Информация о текущей деятельности организации (заключенных договорах, требованиях заказчиков, поступающих и расходуемых финансовых и материальных ресурсах) |
13.1. Рекламные материалы. |
Маркетолог |
Процесс 11. Потенциальные заказчики. |
Отчет об участии в тендерах. Отчет о размещенной рекламной информации |
13.2. План рекламных мероприятий |
Процессы 1, 11. | ||||||
13.3.Заявка на выделение денежных средств на проведение рекламных мероприятий. |
Процесс 16 | ||||||
1.2. Участие в тендерах. |
13.4. Необходимая документация для участия в тендере. |
Процесс 2 | |||||
13.5. Отчет о результатах участия в тендере |
Процесс 1 | ||||||
14 |
Управление автопарком |
14.1. Определение потребности в машинах и механизмах |
1. Инвентарный перечень машин и механизмов 2. Перспективный план развития ОАО «ВСЭМ» 3. Заявки от начальников отделов и служб предприятия 4. Необходимые детали и зап. части |
14.1. План по использованию машин и механизмов |
Начальник автобазы |
Процессы 1, 4, 14 |
1. Объем и сроки автоперевозки с указанием получателей продукции. 2. Объем и сроки автоперевозки для внутреннего потребления |
14.2. Заявка на приобретение необходимых машин и механизмов | |||||||
14.2. Прием заявок на обеспечение машинами и механизмами |
14.3. Документы, связанные с регистрацией входящих заявок |
Диспетчер |
Процесс 1, 14 | ||||
14.4. Документы, связанные с учетом времени работы машин и механизмов |
Процесс 1, 8, 14, 16 | ||||||
14.5. Маршрутный лист | |||||||
14.3. Контроль за техническим состоянием машин и механизмов |
14.6. Акт проверки технического состояния автопарка |
Начальники автоколонн |
Процесс 1, 14, 16 | ||||
14.7. Заявка на ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов | |||||||
14.4. Ремонт и обслуживание автопарка |
14.8. Акт о выполненных работах |
Слесари |
Процесс 4, 14, | ||||
14.9. Заявка на приобретение необходимых деталей, зап. частей | |||||||
15 |
Регулирование юридических вопросов |
1. Обеспечение соблюдения законности в процессе осуществления деятельности предприятия |
1. Политика и стратегия организации 2. Учредительные документы организации 3. Положение о руководстве ОАО «ВСЭМ» 4. Протоколы заседания Совета директоров 5. Отчеты за предыдущий период (годовой, квартальные, месячные) 6. Информация о текущей деятельности организации (заключенных договорах, требованиях заказчиков, поступающих и расходуемых финансовых и материальных ресурсах) 7. Внешняя нормативная информация (изменения в государственных и региональных законах, нормативных актах) 8. Внешняя общая информация (ситуация в экономике страны, региона, информация о деятельности конкурентов и партнеров, научно-техническом прогрессе) |
15.1. Согласованные документы 15.2. Правовые заключения по документам о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ветственности, по предложениям о списании безнадежной кредиторской задолженности |
Юрисконсульт |
Процессы 1, 2, 8, 11 |
Количество договоров и сведения об их исполнении, сумма полученных и уплаченных штрафных санкций, размер задолженности к взысканию и др. |
2. Защита правовых интересов предприятия |
15.2. Мотивированные ответы на претензии |
Процесс 7 | |||||
3. Методическое руководство правовой работой. Разработка документов правового характера |
15.3. Прокт приказов, инструкций, положений, стандартов и др. актов правового характера 15.4. Предложения об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также по укреплению трудовой, финансовой и договорной дисциплины |
Процессы 1-16 | |||||
4. Учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел |
15.4. Архив судебных и арбитражных дел |
Процесс 15 | |||||
16 |
Учет результатов деятельности предприятия |
1. Ведение бухгалтерского учета деятельности организации в соответствии с требованиями законодательства и внутренних документов предприятия. А также предоставление бух. отчетности в гос. органы и публикация ее в СМИ |
1. Политика и стратегия организации 2. Учредительные документы организации 3. Положение о руководстве ОАО «ВСЭМ» 4. Протоколы заседания Совета директоров 5. Отчеты за предыдущий период (годовой, квартальные, месячные) 6. Информация о текущей деятельности организации (заключенных договорах, требованиях заказчиков, поступающих и расходуемых финансовых и материальных ресурсах) 7. Внешняя нормативная информация (изменения в государственных и региональных законах, нормативных актах) 8. Положение о бухгалтерском учете в организации 9. Информация от служб и отделов предприятия об использовании рабочего времени работников |
16.1. Бухгалтерская отчетность |
Бухгалтерия |
Процесс 1, внешние пользователи |
Данные аналитического учета и отчетности |
2. Инвентаризация имущества предприятия |
16.2. Отчет о результатах инвентаризации |
Процессы 1, 9, 10, 14 | |||||
3. Осуществление расчетов с поставщиками, заказчиками, ген.подрядчиками, сотрудниками, а также по всем другим обязательствам |
16.3. Расчетные документы (счет-фактуры, счета, акты сверки т.д.) |
Внешние пользователи | |||||
4. Исполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными организациями |
16.4. Налоговые декларации |
Гос. бюджет и внебюджетные организации | |||||
5. Проведение бухгалтерских проверок и проверок финансово-хозяйственной деятельности |
16.5. Акт о результатах проведения проверок |
Процессы 1, 15, 16 |