Необходимо активнее работать над формированием электронных версии правил и норм и параллельно в каждом округе комплектовать фонд действующих правил и норм.
Совершенствование нормативного регулирования — важная задача надзорного органа.
Назрела необходимость пересмотреть «Положение о разработке, согласовании и пересмотре руководящих документов» и дополнить его пунктом, предусматривающим четкую организацию и регистрацию выхода из печати нормативного акта, ввода его в действие, контроль за поступлением нормативного акта к пользователю, уточнить действующие положения, исходя из опыта последних лет и положений принятого Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Для совершенствования нормативной базы Госгортехнадзором России разработана и утверждена среднесрочная программа разработки (пересмотра) нормативных документов на 1997-2000 гг. Данная программа предусматривает разработку и пересмотр более ста нормативных документов, в том числе 80 — это новые нормативы.
В настоящее время в министерствах составляются планы на очередной год, в которых будет предусмотрена статья и на финансирование науки. Отраслевым управлениям и отделам необходимо активнее сотрудничать с соответствующими подразделениями Миннауки, находить понимание и поддержку с их стороны. Надо работать с министерствами, крупными промышленными компаниями по долевому финансированию нормотворческой деятельности.
Разрешительная деятельность, осуществляемая Госгортехнадзором России, — один из основных механизмов воздействия на предприятия, гармонично согласующийся с рыночными отношениями в экономике. И от эффективности его использования зависит и результативность контрольной деятельности Госгортехнадзора России.
За период осуществления лицензионной деятельности (около 4 лет) органами госгортехнадзора выдано свыше 76 тыс. лицензий, из них 6 тыс. — центральным аппаратом. Приостановлено действие 350 лицензий, аннулировано 550, в основном из-за изменения организационно-правовой формы или ликвидации предприятия. Направлено 160 уведомлений органам власти и другим заинтересованным органам о приостановке или аннулировании лицензии. В то же время положение с безопасностью на предприятиях и приведенные показатели свидетельствуют о том, что еще недостаточно эффективно используется органами госгортехнадзора такой действенный механизм регулирования, как лицензирование.
Техническое состояние производств и их готовность к осуществлению лицензируемых видов деятельности зачастую оцениваются формально. Это приводит к тому, что допускаются к деятельности, связанной с повышенной опасностью, организации, не имеющие отработанной системы управления безопасностью.
Важный рычаг воздействия на производства по обеспечению промышленной безопасности — контроль за условиями действия лицензий. Однако в настоящее время он работает крайне слабо, так как условия действия лицензии формируются по шаблону без учета специфики и состояния производства, в общих фразах, что затрудняет сам контроль. К тому же инспекторский состав этому вопросу уделяет крайне мало внимания. А он должен быть главным[9].
Имеются недостатки и в организации лицензирования. Центральный аппарат Госгортехнадзора России допускает выдачу лицензий организациям, не получив мнение соответствующего округа о ее деятельности. Нет должной согласованности и взаимодействия между отраслевыми управлениями при комплексном рассмотрении материалов, представляемых на получение лицензии, сроки их рассмотрения неоправданно затягиваются.
Участились случаи выдачи лицензий округами на виды деятельности, отнесенные к компетенции центрального аппарата Госгортехнадзора России (Башкирский, Иркутский, Московский городской, Ростовский, Челябинский и другие округа). Некоторые округа (Тюменский) пытаются выдавать лицензии на виды деятельности, не предусмотренные Указом Президента и Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий). Установленный порядок регистрации и прохождения материалов, представленных для оформления лицензии, не позволяет контролировать сроки рассмотрения материалов и качество оформляемых лицензий, а разработанная форма отчетности по лицензионной деятельности не обеспечивает получение достаточной информации от округов.
С уходом министерств от управления отраслями изменилась ситуация с разработкой, постановкой на серийное производство, закупкой по импорту оборудования для подконтрольных производств, что привело к усилению негативных моментов в этом вопросе.
Медленнее идет обновление выпускаемого отечественными производителями оборудования, приближение его к аналогам ведущих зарубежных фирм, сокращаются сроки и программы испытаний, а иногда они вообще не выполнимы из-за отказа предприятий проводить их на своих производствах вследствие финансовых затруднений. Слабо участвуют в освоении оборудования для опасных производств предприятия оборонного комплекса. Увеличились закупки оборудования у иностранных фирм, нередко приобретается морально устаревшая продукция, не отвечающая российским нормам безопасности. В этих условиях роль Госгортехнадзора России должна возрастать. Необходимо упорядочить разрешительную деятельность, привести ее к единству требований, обеспечить централизованный учет и регистрацию выданных разрешений, использовать для этого единые бланки.
Становление сертификации также требует определенных корректив в разрешительной деятельности, особенно во взаимодействии с Госстандартом, министерствами и ведомствами, с учетом положений, изложенных в Законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Второй год ведется работа по внедрению процедуры декларирования безопасности для организаций, имеющих опасные промышленные объекты. Цель декларации — заставить собственника, руководителя организации оценить имеющиеся опасности, риск их проявления, составить сценарии развития возможных аварий и их последствий, сопоставить имеющиеся меры защиты и противодействия с необходимыми и определить план действий по снижению опасности объектов.
Согласно совместному приказу Госгортехнадзора России и МЧС России (от 04.04.96 № 222/59) утвержден «Перечень промышленных объектов, подлежащих декларированию в 1997 году». В него включены 210 предприятий, в том числе различных отраслей химии — 50, нефтебазы — 44, аммиачно-холодильные установки — 46, водоканалы со складами хлора — 56, шламонакопители отходов — 14.[7]
В первом полугодии 1997 г. в Госгортехнадзор России поступило только шесть деклараций, из них одна без экспертного заключения (направлена на экспертизу в Центр «Хлорбезопасность»). Низкая активность подачи деклараций отмечалась и а 1996 г. Видимо, управления и округа работают недостаточно настойчиво в этом направлении. Есть и другие причины, а именно — финансовые трудности предприятий, заключающиеся в том, что при размещении заказа на разработку декларации безопасности в специализированной организации необходимо внести предоплату за ее разработку, что не всегда представляется возможным. Несовершенна и методическая база о порядке разработки деклараций безопасности и их экспертизы. Это подтверждает и анализ содержания поступающих деклараций и качество экспертных заключений. Пути решения проблем, связанных с декларированием безопасности производств, видятся в приложении совместно с МЧС России усилий, направленных на совершенствование методической базы, и во внедрении механизма, стимулирующего предприятия к декларированию производств. К этой работе следует подключиться и НТЦ «Промышленная безопасность», надо изыскивать средства в министерствах, на предприятиях.