В настоящее время Госгортехнадзор России представляет собой достаточно четко сформировавшуюся, широко разветвленную, дееспособную систему. Но как и всякая другая, система госгортехнадзора должна постоянно развиваться, совершенствоваться и утверждаться. Центральный аппарат Госгортехнадзора России не должен только фиксировать ту или иную ситуацию. Его задача состоит, кроме того, в разработке стратегии и тактики деятельности системы в целом. Округа и инспекции, как структурные подразделения, должны действовать, реализуя тактические задачи. В этом случае центральной фигурой системы должен быть инспектор. От его профессионализма, принципиальности, требовательности зависит эффективность надзора. Необходимо думать о том, как организовать и стимулировать хорошую работу инспектора.
Эффективность работы системы госгортехнадзора в условиях рыночных отношений может быть обеспечена активной наступательной и творческой позицией округов и инспекций. Однако в настоящее время наблюдается тенденция ослабления требовательности округов к руководителям подконтрольных предприятий, снижения их ответственности за обеспечение технической безопасности производств. Так, руководители Сахалинского округа за полтора года ни разу не посетили угольные предприятия, подконтрольные Углегор-ской и Южно-Сахалинской РГТИ, не участвовали в комплексных проверках подконтрольных объектов. Приходится констатировать снижение исполнительской дисциплины. Систематически допускаются задержки сообщений о происшедших авариях и случаях травмиро-вания (таких случаев зафиксировано с начала года около 20), задержки в передаче оперативной информации о надзорной деятельности, представлении актов специального расследования, материалов по проверкам и других документов. Информация об авариях, приведших к созданию чрезвычайных ситуаций, должна передаваться незамедлительно. Однако это не выполняется. Представляемые округами материалы, в том числе годовые отчеты, акты по расследованию аварий и несчастных случаев, другие документы, составляются небрежно, с отступлениями от установленных требований. Например, плохо подготовлены материалы, представленные на коллегию по Волгоградскому АООТ «Каустик».
Следует также отметить, что в центральном аппарате Госгортехнадзора России исполнительская дисциплина находится не на должном уровне. Это отрицательно сказывается и на исполнительности округов, Многие из них несвоевременно или вообще не представляют необходимые материалы на запросы Госгортехнадзора России. Основа устойчивой работы системы госгортехнадзора — взаимодействие центрального аппарата и округов. Сейчас округа закреплены за заместителями начальника Госгортехнадзора России и управлениями. Но организация кураторства сегодня не позволяет иметь полную и достоверную информацию о проблемах и работе округа. По-другому должна проверяться работа округов. Проверки нужно тщательно проводить в зависимости от положения дел с травматизмом и аварийностью в регионе, не распыляя силы и средства.
Взаимодействие, деловой контакт с администрацией субъектов федерации — один из важнейших аспектов деятельности округов и инспекций, и такое взаимодействие должно быть на уровне первых руководителей. В условиях реформ субъекты федерации имеют достаточно широкие полномочия, чтобы воздействовать на предприятия, расположенные на их территории. Задача органов госгортехнадзора добиваться их поддержки и помощи в решении проблем через совместную работу. Больше внимания должно уделяться и взаимодействию с представителями Президента в субъектах федерации, их поддержка очень важна в работе округов. Однако не везде руководители округов имеют поддержку у глав администраций. Такое положение надо срочно поправить, тем более, что в ходе выборных компаний к руководству приходят люди, ранее не соприкасавшиеся с системой Госгортехнадзора России и задача округов активнее заявлять о себе; доводить до сведения местных органов власти решения и постановления Госгортехнадзора России, касающиеся технической безопасности; регулярно информировать общественность от имени органов госгортехнадзора через средства массовой информации о состоянии технической безопасности на предприятиях региона, об авариях и несчастных случаях с тяжелыми последствиями, обстоятельствами, причинами и, по возможности, — выводами; участвовать в разработке местными органами исполнительной власти мероприятий, направленных на усиление безопасности региона с целью обеспечения необходимых и достаточных условий их выполнения.
Надо добиваться того, чтобы органы исполнительной власти на местах и общественность не на словах, а на деле знали о работе органов госгортехнадзора, чтобы, учитывая возможности (права и обязанности), могли всегда обратиться за помощью по любому вопросу, входящему в компетенцию госгортехнадзора. Необходимо, чтобы журнал «Безопасность труда в промышленности» активизировал работу в этом направлении. Оказать помощь журналу — прямая задача всех работников системы госгортехнадзора. Ему нужна постоянная подпитка информацией, причем актуальной, своевременной, необходимой для большого круга читателей, а не только специалистов в той или иной области. Здесь должны оживить свою работу округа, управления и отделы Госгортехнадзора России, также журналу нужна помощь в увеличении тиража. Трудно понять, что на подконтрольных предприятиях (а их более 150 тыс.) в условиях недостаточности информации по вопросам промышленной безопасности, трудностей приобретения правил и норм, тираж журнала уменьшился на 12 % и составляет 6 тыс. экземпляров.
Слабо работают по пропаганде журнала Тюменский, Средне-Волжский, Самарский, Приморский, Приамурский, Тульский, Иркутский, Западно-Сибирский, Алтайский округа, где подписка на второе полугодие 1997 г. снизилась более чем на 20 %. Наверное, это также влияние низкой требовательности.
Важным аспектом деятельности системы госгортехнадзора остается взаимодействие с другими органами исполнительной власти, надзорными органами. С некоторыми организациями Госгортехнадзор России и его территориальные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с соглашениями (Госстрой России, Минтруда России (Рострудинспекция), МЧС России, МВД России, МПР России, Налоговая служба, Госатомнадзор России и др.). Как показывает опыт, не всегда соглашения выполняются. Есть трения на местах по разного рода проблемам.
Возникают вопросы с рассмотрением причин несчастных случаев между округами и Рострудинспекцией, их становится все меньше, а с принятием нового Положения о расследовании несчастных случаев ., где в последней редакции учтены практически все предложения Госгортехнадзора России, они совсем исчезнут.
Требуют активизации взаимодействие с налоговой инспекцией по вопросам охраны недр (сумма штрафов 385 млн. руб. за 1996 г. — очень мала для масштабов горной промышленности России) и положение дел с рациональным недропользованием. Критерии во взаимодействиях — государственные интересы. Если они каким-то образом ущемляются, надо проявлять инициативу и выходить в соответствующие ведомства, Правительство РФ, отстаивая свое мнение с государственных позиций.