Основная причина увольнения кадров — низкая заработная плата. Правительством принимаются меры по повышению окладов работникам федеральных органов. И хотя положение с бюджетом остается тяжелым, думается, что Указ Президента о повышении заработной платы будет выполнен в этом году. Частично вопросы заработной платы должны решать и за счет внутренних резервов, причем так, чтобы не появлялись проблемы с финансовыми органами. Здесь прямая вина центрального аппарата Госгортехнадзора России и в первую очередь его руководства.
Вопрос не только в зарплате, всем следует хорошо работать с кадрами и формировать резервы. Ничего не поделаешь, происходит старение кадрового состава. В некоторых округах лица пенсионного возраста составляют 20—40 %. Еще более высокий процент среди руководителей округов. Но средний возраст — не основной показатель. Хорошим инспектором, а тем более руководителем инспекции, округа сразу не станешь после вузовской подготовки. Здесь нужен производственный опыт, высокий профессионализм, и поэтому должен настораживать не сам возраст руководителей, а та кадровая пустота, которую руководители иногда создают вокруг себя. Ну, а если такие руководители еще и не способствуют плодотворной, инициативной работе коллектива (а факты такие имеются), ответственность ложится на центральный аппарат.
Инспекторский состав за последние годы сменился на 30-50 %, но должного внимания повышению квалификации специалистов в ряде округов не уделяется. Понимая, что средств на централизованное обучение мало, надо использовать другие возможности. Основная работа с кадрами должна быть нацелена на среднее звено — инспекторов и специалистов округов. Надо всячески способствовать решению вопроса о статусе инспектора, как государственного служащего.
В новых (рыночных) хозяйственных отношениях наряду с техническими проблемами в надзорной деятельности все чаще возникают и проблемы правового характера. Актуальным стал вопрос законодательного и нормативного обеспечения надзорной деятельности, для чего требуется подготовить и принять ряд законов, регулирующих безопасность производств в различных сферах экономики, а также и надзорную деятельность.[9]
Принят Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Он направлен на регулирование промышленной безопасности на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России. Основная цель закона — снижение вероятности возникновения аварий на опасных производственных объектах благодаря принятию мер по предупреждению промышленных аварий. Требования промышленной безопасности устанавливаются законом для всех стадий функционирования опасного производственного объекта, начиная с его проектирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации. Не менее важны и такие требования закона, как проведение экспертизы промышленной безопасности, анализ причин аварий и их учет на промышленных объектах, допуск к работе на опасных производственных объектах лиц, имеющих соответствующую квалификацию.
Закон устанавливает обязанности и права должностных лиц федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, которые распространяются как на работников центрального аппарата, так и работников округов и инспекций. Для введения в действие Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработан план его реализации, готовится соответствующее распоряжение Правительства. Закон предусматривает принятие Правительством ряда правовых документов. Госгортехнадзору России также предстоит разработать и утвердить ряд документов в порядке реализации этого закона. Чтобы закон начал действовать, нужна активная, целенаправленная работа, для чего следует уже сегодня определить ее направление для центрального аппарата Госгортехнадзора России, округов и инспекций.
Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» потребует также пересмотра ряда нормативных актов (правил, инструкций, положений) Госгортехнадзора России, приведения нормативной базы в соответствие с действующим законодательством. По состоянию на 01,07.97 в системе Госгортехнадзора России и на подконтрольных ему объектах действует более 295 нормативных документов, утвержденных Госгортехнадзором России и признанных в числе действующих, ранее утвержденных Госгортехнадзором СССР или Госпроматомнадзором СССР.
В первом полугодии 1997 г. Госгортехнадзором России утверждено и зарегистрировано 11 нормативных документов, введено в действие 15, в том числе 7 правил безопасности, 4 методических документа, 4 положения и ряд изменений к правилам. В то же время объем представляемых на утверждение нормативно-технических документов (НТД), предусмотренных планом работы на 1997 г., не выполнен (представлено и утверждено 1 1 , что немногим больше половины документов).
Не обеспечили своевременное утверждение нормативов Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю, отделы по надзору в металлургической промышленности, за предприятиями по хранению и переработке зерна. Необходимо срочно принимать меры по исправлению такого положения с тем, чтобы программу 1997 г. выполнить в полном объеме. Заместителям начальника Госгортехнадзора России следует установить контроль за устранением отмеченных недостатков. К основным причинам необеспечения своевременного утверждения НТД относятся: низкое качество проектов НТД, представляемых разработчиком заказчику, перебои с финансированием, затруднения при согласовании с министерствами и ведомствами, недостаточная активность и контроль за разработкой со стороны управлений и отделов Госгортехнадзора России.
Не лучше обстоит дело и с решением вопроса по изданию и введению в действие нормативных правовых актов. Здесь допускаются необъяснимые затяжки со сроками издания и вводом в действие. Из утвержденных в 1996 г. и первом полугодии 1997 г. 28 нормативов — изданы и введены в действие 23. Отдельные правила изданы тиражами 100-200 экземпляров.
В этом случае правила распространяются через основных пользователей, а другие заинтересованные организации, граждане, учебные заведения, библиотеки не имеют возможности приобрести их, да и о самом факте издания узнают с большим опозданием. Так и создается еще одна проблема: как приобрести правила, издававшиеся несколько лет тому назад?
Недостаточно используется для информации специалистов об утвержденных нормативах журнал «Без-
опасность труда в промышленности». Надо стремиться к тому, чтобы как можно больше нормативных документов публиковать в журнале. Следует упорядочить обеспечение округов утверждаемыми нормативами. Задача центрального аппарата должна состоять в том, чтобы своевременно информировать округа о выходе того или иного нормативного документа и по возможности направлять в их адрес по одному контрольному экземпляру.