· Четвертый — этап консолидации (40—50 лет). Лица, которые хотят и могут продолжать карьеру руководителя, с интервалом в несколько лет продвигаются по служебной лестнице. Тот, кто обладает более решительным характером, продолжает карьеру линейных руководителей, а с менее решительным, но вдумчивым — штабных. Отсутствие перспектив продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к «кризису середины жизни», когда они начинают подводить итоги сделанного и, понимая, что дальнейшее продвижение в должности невозможно, искать пути приспособления к новой ситуации. Выходом является освоение новых сфер деятельности и переход к «горизонтальной карьере».
· Пятый — этап зрелости (50—60 лет) — предполагает, что люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта молодежи.
· Шестой — завершающий этап (после 60 лет) — означает подготовку к уходу на пенсию.
Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних лиц уход на пенсию желательно осуществлять как можно раньше, с момента возникновения у них на это юридического права; для других, полных физических и духовных сил, — как можно позже.
Большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому на Западе сегодня деловая карьера является объектом управления.
Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (и консалтинговыми фирмами), позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом.
Служебное продвижение в организации может осуществляться в соответствии с такими принципами, как результативность работы, компетентность и потенциальные возможности, усердие, умение организовать формальную сторону дела, угодить руководству, старшинство, общие способности.
Составной частью такого управления является планирование деловой карьеры (во многих фирмах оно обязательно), предполагающее учет и увязку потребностей целей организации и сотрудников, изучение и оценку потенциала их служебного роста; ознакомление людей с реальными перспективами и условиями продвижения; определение критериев и путей перемещения, позволяющих избежать карьерных тупиков.
Как правило, карьера менеджера по логистике начинается с ассистентских или стажерских позиций в отделе логистики. Работу на начальном этапе карьеры сложно назвать интересной и разнообразной: обязанности ассистента, в основном, заключаются в ведении различной документации. Тем не менее, здесь у молодого специалиста есть много возможностей развития: ведь понятие «логистика» со временем расширяется и, помимо транспортировки и складирования, к логистике относят все больше узких специальностей: специалист по закупкам, специалист по сбыту. как правило, еще на начальном этапе построения карьеры молодой специалист может выбрать узкую специализацию логистики и развиваться в ней.
Карьера логиста выстраивается путем накопления профессионального опыта. Необязательно начинать с должности оператора или диспетчера, но понимать суть бизнес-процессов и операций необходимо каждому мидл-менеджеру и топу. Вузовские выпускники-логисты обычно приходят в отрасль на позицию технолога-аналитика, затем, набравшись практических знаний и увидев бизнес-процессы изнутри, можно за 2–3 года подвинуться в мидл-менеджмент. Дальнейшая траектория движения к «вершинам» в немалой степени зависит от индивидуальных качеств: харизмы, установки на карьерный рост и наличия менеджерских качеств.
В среднем, после шести-семи лет работы менеджер по логистике может рассчитывать на позицию директора отдела. Кроме того, у специалиста есть возможность перейти в логистический консалтинг или в отдел управления цепочками поставок.
На высшей ступени иерархии стоит топ-менеджер, логист-стратег. Это главный человек в департаменте или отделе логистики: он разрабатывает корпоративную стратегию, рассчитывает бюджет, принимает важные решения. Это уровень вице-президента компании по логистике, директора, начальника отдела логистики. В его подчинении находятся руководители структурных подразделений отдела логистики (склад, транспортное хозяйство, управление заказами, поставки и т. д.). Это тоже стратеги и тактики, только на «местном» уровне.
Но большинство сотрудников логистического отдела – рядовые менеджеры по логистике. Они занимаются статистикой и оформлением документов, выполняют решения руководства, являются связующим звеном между руководством и рабочим персоналом.
Устроиться по окончании вуза сразу на должность логиста – нереально: в этой сфере большую роль играет опыт. Прежде чем начать изобретать и воплощать собственные стратегии, необходимо уяснить ряд нюансов, которым не научат даже в лучшем вузе.
Принимая на работу специалиста по логистике, обращают внимание не только на уровень его профессиональных навыков, но и на его личностные качества – насколько он амбициозен, стремится ли к профессиональному развитию. Что логист делает для того, чтобы реализовать свои карьерные планы, какие книги по специальности читает. Хороший логист должен уметь стратегически мыслить, общаться с людьми самого разного уровня – от руководителя до разнорабочего, обладать организаторскими способностями, настойчивостью, целеустремленностью, стрессоустойчивостью. В последнее время не только филиалы и структурные подразделения московских организаций, но и региональные компании начинают привлекать на топ-позиции специалистов из других регионов. Эта тенденция способствует повышению общего уровня оплаты труда специалистов данного сегмента рынка. В таблице выше представлены основные требования, предъявляемые к кандидатам на должности логистов, основные обязанности и обзор заработных плат специалистов по логистике.
Что входит в обязанности менеджера по логистике? Нередко четко ответить на этот вопрос не может и компания-работодатель. Обязанности логиста многообразны и непредсказуемы, все время приходится решать новые задачи.
Общим должностным обязанностям менеджера по логистике можно отнести следующие:
· Составление логистических прогнозов, планирование логистического бюджета
· Управление материально-техническим снабжением и закупками
· Разработка плана закупок
· Работа с поставщиками
· Организация складирования
· Определение типа, месторасположения и размера складов, необходимых для хранения сырья или готового товара
· Выбор складского оборудования
· Управление транспортировкой товаров
· Определение перевозчика грузов, исходя из наиболее эффективных схем работы транспортных организаций, наиболее оптимальных видов транспорта и возможных маршрутов
· Управление распределением продукции
· Разработка и реализация каналов распределения
· Расчет эффективности использования каналов распределения
· Определение условий отгрузки продукции
· Страхование оборудования, товара, сырья, материалов, транспорта