Чтобы найти самый выгодный маршрут и способ доставки товара, логисты оценивают рынок транспортных услуг, проводят расчеты, ищут надежных партнеров. Если речь идет о поставке партии товаров, например, из Европы в Россию, логисты координируют действия с производителями, отделом продаж, со складом, готовят документы для таможни, обеспечивают поставку товара в пункт назначения.
В настоящее время важнейшим фактором экономического роста становится формирование интегрированных логистических систем (адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические активности и состоящая из подсистем, организационно завершенная, с единым процессом управления и имеющая развитые связи с внешней средой), охватывающих как отдельные сферы предпринимательства, так и целые регионы, страны и континенты, то есть главной тенденцией развития становится глобализация.
Несмотря на негативные моменты в экономике России, которые в значительной степени тормозят применение логистических концепций, в последние годы сложились определенные предпосылки для внедрения логистических идей в различных областях экономики, особенно исходя из потребностей интеграции России в мировое экономическое содружество.
В Москве на начало 2006 года насчитывалось свыше 8 тысяч фирм, имеющих выделенную структуру управления логистикой: службу, отдел, дирекцию или департамент. В этих организационных подразделениях работают десятки тысяч менеджеров разного уровня иерархии управления: от операционных логистов – до вице-президентов и директоров компаний по логистике.
Недостаточное развитие логистики в нашей стране связано с тем, что у нас пока нет жесткой конкуренции, при которой недостаточная бережливость ведет к выходу с рынка. Жесткое давление конкуренции на Западе заставляет компании серьезно относиться к оптимизации чего бы то ни было: запасов (как сырья, так и готовой продукции), времени и перемещений (от передвижений рабочего в процессе производства до перемещений материальных ценностей), качества (построение системы менеджмента качества, создающей естественные условия для снижения ошибок и брака). Но сейчас, логистика начинает развиваться скоростными темпами. На рынке труда сложилась нетипичная ситуация: спрос на специалистов с вузовским образованием значительно превышает предложение. Логисты требуются в производственных, в торговых компаниях, в фирмах, оказывающих складские услуги, в экспедиторских и логистических организациях.
Необходимость в развитии логистических отношений в российских фирмах поддерживает тенденцию роста спроса на молодых, активных менеджеров. Особенно растет потребность в узкопрофильных специалистах – менеджерах по транспортной, складской логистике, специалистах по закупкам, менеджерах по работе с таможней.
В свою очередь, недоразвитость рынка открывает большие перспективы перед ориентированными на эффективность молодыми специалистами – в логистике можно ярко проявить себя в качестве организатора и генератора идей.
Под деловой карьерой понимаются:
· продвижение работника по ступенькам служебной иерархии;
· последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни и ее внутреннее восприятие человеком;
· совокупность взаимосвязанных решений лица о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности.
Карьера - это прежде всего присутствие человека на том месте, где он комфортно себя чувствует, где получает удовольствие и моральное удовлетворение от своей работы.
Карьера может быть:
· динамичной, связанной со сменой должностей.
· статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путем профессионального роста.
· Она бывает вертикальной, предполагающей продвижение по ступеням служебной лестницы
· горизонтальной, проходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой рода занятий, должности, а подчас и профессии.
Выделяется еще центростремительная карьера, суть которой состоит не столько в перемещениях как таковых, сколько в приближении к «ядру» организации, включении в круг «избранных».
Иными словами, успех в карьере можно рассматривать и с точки зрения продвижения от одной должности к другой, более высокой, и с точки зрения степени овладения профессией, составляющими ее навыками и знаниями, и с точки зрения получения особого признания руководства.
Любая карьера делается ради чего-то и, таким образом, имеет свои движущие мотивы, которые с годами меняются. К ним относятся:
· независимость, позволяющая делать все по-своему. В рамках организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться;
· профессиональный рост, который облегчает занятие ряда должностей (в том числе руководящих);
· безопасность и стабильность, гарантируемые обладанием высокими постами и близостью к руководству;
· власть, лидерство, успех, ассоциируемые с руководящей должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, привилегиями;
· возможность проявлять предприимчивость, деловую инициативу, содействовать успеху фирмы, росту прибыльности, что обеспечивает должность в высшем руководстве;
· потребность в первенстве, в том, чтобы «обойти» своих коллег;
· стиль жизни, интегрирующий интересы личности и семьи. Это обеспечивает, с одной стороны, высокооплачиваемая, с другой — дающая свободу передвижения, распоряжения своим временем и т. п. должность. Такая должность называется синекурой;
· материальное благосостояние, доставляемое должностью, связанной с высокой заработной платой или иными формами вознаграждения;
· работа в здоровых условиях, которые могут специально создаваться для лиц, занимающих высокие посты (специальное питание, комфортабельные служебные помещения и проч.).
Специалист (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. В конкретных специальностях имеет собственное название, в данной работе, специалист-логист. Нормативный срок программы подготовки специалиста (при очной форме обучения) — 5 лет.
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов.
· Первый — подготовительный (18—22 года) — связан с получением высшего или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы будущего специалиста и руководителя. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет, ибо она начинается с момента зачисления выпускника в штат организации.
· Второй — адаптационный этап (23—30 лет) — приходится на вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создает все необходимые предпосылки.
· Третий — стабилизационный этап (30—40 лет) — означает окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных. Для первых открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице; вторые, достигнув своего «потолка», навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов. Но все к этому времени становятся профессионалами.