Отметим ограничения и преимущества стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях:
Преимущества стратегического менеджмента в условиях МСП
Система стратегического менеджмента обеспечивает предприятию множество преимуществ. Эта система:
· Помогает специалистам по выработке стратегий лучше понять текущее положение компании;
· Придает ясный смысл видению и миссии компании;
· Позволяет оценить преимущества и недостатки компании и сосредоточится на том, что представляет для нее стратегический интерес;
· Помогает специалистам по разработке стратегий правильно определить задачи и цели компании;
· Подготавливает средства для решения задач и достижения целей организации;
· Позволяет организации предпринимать более упреждающие и профилактические действия;
· Повышает готовность организации противостоять как поддающимся контролю, так и неподконтрольным проблемам;
· Создает в рамках организации коммуникационный процесс, обеспечивая тем самым готовность достигать поставленные цели;
· Оценивает эффективность реализации стратегии компании, обеспечивая информацию по проблеме соответствия стратегии условиям внешней среды, и помогает понять природу изменения этих условий;
· Позволяет привнести в стратегический процесс этические аспекты и корпоративную социальную ответственность.
Несмотря на множество преимуществ, которые обеспечивает менеджерам малого бизнеса применение стратегического менеджмента, некоторые из них все еще противятся его использованию из-за:
· Недостаточного знания методик стратегического менеджмента;
· Недостатка времени и недостаточного планирования;
· Возможного непонимания важности стратегического менеджмента;
· Отсутствия или недостатка необходимых знаний и информации о стратегическом планировании и его преимуществах;
· Сложившейся практики уделять мало внимания финансовым индикаторам, таким, как, например, движение денежных средств;
· Недостатка необходимых управленческих навыков и опыта;
· Сильной загруженности повседневными и рутинными операциями;
· Ощущения неуверенности в будущем компании;
· Малочисленности штата сотрудников;
Недостатка эффективных управленческих информационных систем, особенно если имеющиеся системы неэффективны и плохо приспособлены для сбора и регистрации данных.
В качестве практики к данной курсовой работе я решила подробно проанализировать малое предприятие, на котором работаю ООО «УралИнвестТрейд». В прошлом индивидуальный предприниматель Карпеченков Петр Викторович, создатель компании ООО «УралИнвестТрейд», собирается заработать на продаже строительных материалов более мелким компаниях в Екатеринбурге и области. Он готов предложить им широкий выбор строительных материалов по ценам ниже чем у большинства крупных компаний в нашем городе, тем самым получив прибыль от большего оборота, а не от наценки. Все время компании приходится сдерживать натиск конкурентов.
ДОСЬЕ Компания ООО «УралИнвестТрейд» создана в 2006 году. Около 50% товара реализуется в розницу, 50% предназначено для оптовых поставок. В ассортиментном перечне более 150 наименований. В 2007 году компания переехала на новый отапливаем склад, что способствовало расширению ассортимента.
Общая численность персонала ООО «УралИнвестТрейд» – 7 человек. Оборот компании не раскрывается.
Важное замечание, Карпеченков основал «УралИнвестТрейд» в 2006 году, имея только $1 тыс. стартового капитала, начал он с продажи сухих смесей. Тогда бизнес строительных материалах ему представлялся просто: он арендует помещение под офис, находит партнеров, которые на условиях предоплаты заказывают товар, после чего закупает товар у местных производителей и продает его партнерам. Иного варианта, кроме продажи сухих смесей по предоплате, Карпеченков тогда даже не рассматривал: казалось, это была единственная стратегия, не требовавшая особых затрат и одновременно гарантировавшая компании определенный уровень продаж.
Сухие смеси пользовались стабильным спросом у покупателей, и нажив небольшой капитал директор «УралИнвестТрейда» Петр Карпеченков решил добавить в ассортимент сантехнику.
Переломный момент в работе «УралИнвесттрейда» наступил через год после открытия компании, когда партнер компания «Магма» заказала большую партию сухих смесей. Тогда Карпеченков понял выгоду работы по оптовым поставкам. К тому времени был уже найден хорошим поставщик, который давал низкие дилерские цены. Заказ был выполнен, было решено пополнять ассортимент товара, который возможно было закупать у производителей по низким ценам. Дали объявление в специализированную газету и Интернет.
В результате в 2007 году ассортимент «УралИнвестТрейда» пополнился цементом, цементностружечными плитами, комплектующими для гипсокартона.
И так рассмотрим сильные и слабые стороны организации, а так же возможности и угрозы.
Сильные стороны: проработав на рынке уже 2 года предприятие накопило достаточные финансовые ресурсы, так же появилась кредитная линия в банке, что позволяет значительно расширить возможности предприятия по кредитованию своих клиентов. Плюсом является хорошая репутация у покупателей, и почти самая низкая цена в городе на определенные группы товаров. Происходит большая экономия на складских услугах за счет большого объема продаж сразу с завода производителя. Преимуществом среди конкурентов является то, что у предприятия подписаны договора с транспортными компаниями, которые находят машины на доставку и поставку товара в два раза дешевле, что сокращает расходы на транспорт и уменьшает себестоимость товара.
Слабые стороны: Как уже отмечалось, несмотря на множество преимуществ использования в МСП стратегического менеджмента, все еще остаются руководители, такие как мой директор, которые по тем или иным причинам избегают его применения. Эти причины заключаются в следующем: недопонимание всей важности стратегического менеджмента для своего бизнеса, отсутствие необходимые знания в этой области и информация о стратегическом процессе и его преимуществах для них и их компаний, не знание методик стратегического менеджмента. Наконец, недостаток управленческого таланта у руководителя, я думаю это связано с отсутствием специального образования, и с достаточным опытом работы в данной сфере. Отсутствие квалификации у менеджеров часто приводят к ошибкам в работе. Плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, цель у руководства получить прибыль, а от чего это не важно, важно чтобы работа не прекращалась. Так же минусами являются: ниже среднего маркетинговые способности и неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Возможности: выход на новые рынки, увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах – как правило строители привыкли закупать все в одном месте, это позволяет увеличить разнообразие товаров, тем более когда известны примерные соотношения, что ведет к экономии. Ускорение роста рынка строительных услуг ведет к ускорению рынка строительных материалов, это открывает большие возможности «УралИнвесттрейду», тем более предприятие уже зарекомендовало себя на рынке.