рефераты по менеджменту

Стратегический менеджмент

Страница
24

Цикл

Анализ клиентов

Сегментация рынка

обратной

связи

Рис.6 Процесс разработки бизнес-плана

Применение стратегического менеджмента в малом бизнесе может определяться влиянием, как организационных факторов, так и факторов воздействия внешней деловой среды. Kuratko и Hodgetts утверждают, что стратегический менеджмент развивающейся фирмы определяется влиянием пяти основных факторов:

· Времени, которое стратегический менеджер может уделить данному процессу;

· Потребности в принятии решений;

· Направления внутренней политики фирмы;

· Неопределенности внешней деловой среды деятельности;

· Видения предпринимателя-руководителя фирмы.

Некоторые ученые даже предполагают, что именно тщательный учет этих факторов обеспечивает эффективность стратегического менеджмента в малом бизнесе. В общем, несмотря на критику, рядом специалистов подобного подхода, все модели стратегического планирования, предназначенные для малого бизнеса, можно разделить на два основных теоретических направления: рациональные модели и модели интуитивной разработки стратегии. Рассмотрим теоретические основы обоих направлений.

Рациональная модель стратегии рассматривает процесс разработки стратегии как формальный вид деятельности, в рамках которой основное внимание уделяется связи между внешней средой бизнеса и организацией. Эта модель рассматривает достижение так называемого «стратегического соответствия» (условиям внешней и внутренней деловой окружающей среды) как одну из важных задач, которые призван решать стратег.

Вторая модель-это модель интуитивной разработки стратегии. Лучше всего она рассмотрена в работе McCarthy и Leavy, которые сопоставили обе модели (табл.1). Модель интуитивной разработки стратегии сосредоточена на внутренних параметрах организации, таких, как культура, стиль руководства, политика в отношении человеческих ресурсов. В соответствии с этой моделью формальное стратегическое планирование со временем утрачивает свое значение, преимущественно из-за динамичности внешней среды, когда ключевыми условиями для выживания компании становятся способность к инновативности и гибкости.

Таблица 1

Сравнение моделей рационального планирования и интуитивной разработки стратегии

Модель рационального планирования

Модель интуитивной разработки стратегии

Формальна

Имеет формальный или намеренный характер (предназначенный для определенной цели) и/или возникает спонтанно

Фокусирует внимание на внешней деловой среде

Фокусирует внимание на внутренней среде организации

Линейная модель разработки стратегии

Нелинейная модель разработки стратегии

Принятие решений носит иерархический характер, осуществляется по нисходящей с самого верхнего уровня организации

Принятие решений осуществляется как по нисходящей, так и по восходящей (с нижних уровней организации к верхним)

Рациональна

Рациональна и эмоциональна

Адаптивна

Изобретательна

Характеризуется волюнтаризмом (основная движущая сила – воля руководителя)

Не может считаться преимущественно волюнтаристской или излишне детерминистской (т.е. определяемой в основном обстоятельствами)

Предприниматель или руководитель малого бизнеса, организующий новое дело, должен иметь бизнес-план. Бизнес-план позволяет предпринимателю четко сформулировать свои деловые идеи. Владельцу-управляющему МСП он помогает намечать цели бизнеса и определять, каким образом достичь их. Для того чтобы реализовать стратегический план МСП, его следует перевести в оперативную плоскость. Иными словами, существует необходимость и потребность разработать целый набор необходимых тактических действий, в том числе в области маркетинга, ценообразования, совершенствования технологий, составление бюджета: эти характеристики позволят реализовать на практике стратегический план, перевести его в плоскость конкретных практических действий. Все вышеперечисленное сводится воедино в документе, получившем название «бизнес-план». Имеется множество источников, которые могут быть полезны в процессе составления бизнес-плана. В списке использованной литературы указаны некоторые полезные интернет-ссылки, которые помогут в процессе подготовки бизнес-плана.

Zimmerer и Scarborough утверждают, что бизнес-план выполняет две важные функции: во-первых, он направляет деятельность фирмы, указывая ее курс действий в будущем и уточняя соответствующую стратегию, во-вторых, привлекает инвесторов. Грамотно составленный бизнес план помогает предпринимателю избежать ошибок в бизнесе, таких, например, как игнорирование маркетингового плана, плана реализации, положения с наличными средствами, незнание клиентов, персонала, отказ от идеи бизнеса в целом. Хотя не существует единой модели или формы бизнес-плана, есть все основания полагать, что успешный бизнес-план может:

· Обеспечить первое благоприятное впечатление от бизнеса;

· Демонстрировать энтузиазм предпринимателя по отношению к данному начинанию;

· Четко показывать, кто является клиентами компании;

· Обеспечивать четкую всеобъемлющую оценку рисков и возможностей предприятия;

· Представлять информацию о деятельности бизнеса в структурированной концентрированной форме с использованием наглядных материалов;

· Представлять в понятной форме техническую информацию, касающуюся бизнеса;

· Обладать последовательностью изложения и стилистики, что облегчает чтение бизнес-плана;

· Подчеркивать управленческий опыт и компетентность, указывая на проблемы, которым следует уделить внимание.

В целом единого формата для бизнес-плана не существует: каждый бизнес-план уникален, отвечает особенностям той отрасли бизнеса, для которой предназначен, и бизнес-план одной компании не будет похож на бизнес-план другой. Например, бизнес-план, разработанный для нового предприятия в области обрабатывающей промышленности, никогда не будет похож на бизнес-план для страхового бизнеса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту