Цикл
|
связи
Рис.6 Процесс разработки бизнес-плана
Применение стратегического менеджмента в малом бизнесе может определяться влиянием, как организационных факторов, так и факторов воздействия внешней деловой среды. Kuratko и Hodgetts утверждают, что стратегический менеджмент развивающейся фирмы определяется влиянием пяти основных факторов:
· Времени, которое стратегический менеджер может уделить данному процессу;
· Потребности в принятии решений;
· Направления внутренней политики фирмы;
· Неопределенности внешней деловой среды деятельности;
· Видения предпринимателя-руководителя фирмы.
Некоторые ученые даже предполагают, что именно тщательный учет этих факторов обеспечивает эффективность стратегического менеджмента в малом бизнесе. В общем, несмотря на критику, рядом специалистов подобного подхода, все модели стратегического планирования, предназначенные для малого бизнеса, можно разделить на два основных теоретических направления: рациональные модели и модели интуитивной разработки стратегии. Рассмотрим теоретические основы обоих направлений.
Рациональная модель стратегии рассматривает процесс разработки стратегии как формальный вид деятельности, в рамках которой основное внимание уделяется связи между внешней средой бизнеса и организацией. Эта модель рассматривает достижение так называемого «стратегического соответствия» (условиям внешней и внутренней деловой окружающей среды) как одну из важных задач, которые призван решать стратег.
Вторая модель-это модель интуитивной разработки стратегии. Лучше всего она рассмотрена в работе McCarthy и Leavy, которые сопоставили обе модели (табл.1). Модель интуитивной разработки стратегии сосредоточена на внутренних параметрах организации, таких, как культура, стиль руководства, политика в отношении человеческих ресурсов. В соответствии с этой моделью формальное стратегическое планирование со временем утрачивает свое значение, преимущественно из-за динамичности внешней среды, когда ключевыми условиями для выживания компании становятся способность к инновативности и гибкости.
Таблица 1
Сравнение моделей рационального планирования и интуитивной разработки стратегии
Модель рационального планирования |
Модель интуитивной разработки стратегии |
Формальна |
Имеет формальный или намеренный характер (предназначенный для определенной цели) и/или возникает спонтанно |
Фокусирует внимание на внешней деловой среде |
Фокусирует внимание на внутренней среде организации |
Линейная модель разработки стратегии |
Нелинейная модель разработки стратегии |
Принятие решений носит иерархический характер, осуществляется по нисходящей с самого верхнего уровня организации |
Принятие решений осуществляется как по нисходящей, так и по восходящей (с нижних уровней организации к верхним) |
Рациональна |
Рациональна и эмоциональна |
Адаптивна |
Изобретательна |
Характеризуется волюнтаризмом (основная движущая сила – воля руководителя) |
Не может считаться преимущественно волюнтаристской или излишне детерминистской (т.е. определяемой в основном обстоятельствами) |
Предприниматель или руководитель малого бизнеса, организующий новое дело, должен иметь бизнес-план. Бизнес-план позволяет предпринимателю четко сформулировать свои деловые идеи. Владельцу-управляющему МСП он помогает намечать цели бизнеса и определять, каким образом достичь их. Для того чтобы реализовать стратегический план МСП, его следует перевести в оперативную плоскость. Иными словами, существует необходимость и потребность разработать целый набор необходимых тактических действий, в том числе в области маркетинга, ценообразования, совершенствования технологий, составление бюджета: эти характеристики позволят реализовать на практике стратегический план, перевести его в плоскость конкретных практических действий. Все вышеперечисленное сводится воедино в документе, получившем название «бизнес-план». Имеется множество источников, которые могут быть полезны в процессе составления бизнес-плана. В списке использованной литературы указаны некоторые полезные интернет-ссылки, которые помогут в процессе подготовки бизнес-плана.
Zimmerer и Scarborough утверждают, что бизнес-план выполняет две важные функции: во-первых, он направляет деятельность фирмы, указывая ее курс действий в будущем и уточняя соответствующую стратегию, во-вторых, привлекает инвесторов. Грамотно составленный бизнес план помогает предпринимателю избежать ошибок в бизнесе, таких, например, как игнорирование маркетингового плана, плана реализации, положения с наличными средствами, незнание клиентов, персонала, отказ от идеи бизнеса в целом. Хотя не существует единой модели или формы бизнес-плана, есть все основания полагать, что успешный бизнес-план может:
· Обеспечить первое благоприятное впечатление от бизнеса;
· Демонстрировать энтузиазм предпринимателя по отношению к данному начинанию;
· Четко показывать, кто является клиентами компании;
· Обеспечивать четкую всеобъемлющую оценку рисков и возможностей предприятия;
· Представлять информацию о деятельности бизнеса в структурированной концентрированной форме с использованием наглядных материалов;
· Представлять в понятной форме техническую информацию, касающуюся бизнеса;
· Обладать последовательностью изложения и стилистики, что облегчает чтение бизнес-плана;
· Подчеркивать управленческий опыт и компетентность, указывая на проблемы, которым следует уделить внимание.
В целом единого формата для бизнес-плана не существует: каждый бизнес-план уникален, отвечает особенностям той отрасли бизнеса, для которой предназначен, и бизнес-план одной компании не будет похож на бизнес-план другой. Например, бизнес-план, разработанный для нового предприятия в области обрабатывающей промышленности, никогда не будет похож на бизнес-план для страхового бизнеса.