Для анализа среды в системе стратегического управления используется метод SWOT – анализ, состоящий из начальных букв английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы).
В процессе анализа на каждом этапе следует осуществить оценку факторов, разработать профили современного состояния микро- и макро- среды предприятия и составить SWOT - матрицу. В результате проведенного исследования должны быть выявлены и ранжированы стратегические проблемы и разработана стратегическая программа развития предприятия.
Таблица 1 - Характеристика этапов SWOT-анализа предприятий
Этапы SWOT-анализа |
Цель |
Направление исследования |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Мониторинг основных факторов макросреды предприятия |
Определить значимость внешних факторов, возможности и опасности для предприятия |
Изучить состояние политико-правовых, экономических, социально- демографических, технологических, экологических, культурных факторов |
Определить степень влияния, характер воздействия, темпы изменений факторов, возможные варианты ответных действий предприятия, построить профиль макросреды |
2.Исследова-ние факторов микросреды предприятия ближайшего окружения |
Определить возможности и степень влияния факторов на предприятие |
Изучить потребителей, поставщиков, конкурентов, посредников, контактные аудитории |
Выявить возможность и степень влияния доминирующих факторов, возможные варианты ответных реакций предприятия, построить профиль микросреды предприятия непосредственного окружения |
3.Анализ внутренней среды предприятия |
Определить сильные и слабые стороны предприятия |
Оценить экономический потенциал предприятия, а также изучить деятельность предприятия в области использования элементов комплекса маркетинга |
Выявить сильные и слабые стороны, маркетинговую компетенцию предприятия, построить профиль внутренней среды предприятия |
4. Непосредственно SWOT-анализ |
Установить взаимосвязи между возможностями и угрозами с одной стороны, а также сильными и слабыми сторонами предприятия с другой стороны. |
Осуществить группировку и ранжирование возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия |
Разработать профиль маркетинговой среды Составить и проанализировать матрицу SWOT |
Анализ факторов внешнего окружения осуществляется с целью выявления угроз (факторов неблагоприятного влияния) и возможностей (факторов благоприятного влияния) для предприятия и имеет следующее значение:
анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление внешних опасностей и возможностей;
позволяет своевременно разработать адаптивные меры на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.
1. Анализ макросреды предприятия.
К важнейшим элементам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и финансовую устойчивость торгового предприятия, на которые оно не может воздействовать, которыми оно не управляет, но должно к ним приспособиться относятся: политико-правовые, экономические, социально-демографические и технологические изменения, так называемые «PEST»-факторы:
политико-правовые;
экономические;
социально-демографические;
технологические.
В процессе исследования политико-правовых факторов целесообразно:
изучить указы и законы, регламентирующие деятельность предприятия, а также определить действенность антимонопольного законодательства Украины;
охарактеризовать особенности налоговой политики государства, выявить все изменения и направления в налогообложении предприятий, что позволит активно использовать законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпы его экономического роста.
оценить действующую практику сертификации товаров и услуг, рациональное использование которой позволит существенно снизить затраты и повысить доходы предприятия.
Из экономических факторов предприятию целесообразно исследовать:
стабильность экономической ситуации в Украине в целом;
темпы экономического развития страны и региона (темпы изменения ВВП, темпы производства и реализации продукции номенклатуры предприятия);
уровень занятости (безработицы) населения;
инфляционные процессы;
покупательную способность населения, выражающуюся, в первую очередь, в уровне его доходов;
платежеспособность предприятий.
Анализ социально-демографических факторов предполагает:
анализ численности населения и динамики ее изменения;
определение прироста населения на основе сопоставления уровня рождаемости и уровня смертности;
характеристику половозрастной и социальной структуры населения;
изучение географического распределение населения;
оценку уровня образования населения.
Изучение технологических факторов должно выявить:
уровень научно-технического прогресса в отрасли и в смежных отраслях;
технологические возможности по получению товаров соответствующего качества;
перспективы технологических улучшений.
Иногда наряду с PEST-факторами возникает необходимость в ходе исследования внешней среды предприятия проанализировать и другие факторы, например, природные, культурные, международные, экологические и т.п. Это зависит от отраслевой принадлежности предприятия, от специфики условий его функционирования, от видов деятельности, осуществляемых предприятием и т.д.
В результате исследования необходимо изучить состояние внешних факторов, определить их значимость, определить степень влияния, характер воздействия, темпы изменений, возможности и опасности для предприятия. Результаты анализа факторов и их оценку следует отразить в таблице «Профиль макросреды предприятия » (табл.2).
Таблица 2 - Профиль макросреды предприятия
Факторы макросреды PEST- факторы |
Влияние фактора на отрасль* (в баллах) |
Влияние фактора на предприятие* (в баллах) |
Направленность влияния фактора** (+; -) |
Оценка характера и степень влияния факторов на предприятие (в баллах) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (2х3х4) |
1.Политико-правовые: 1.1.Отношение правительства к предпринимательству 1.2.Антимонопольная политика 1.3.Налоговая политика 1.4.Сертификация товаров и услуг | ||||
Итого |
S | |||
2.Экономические: 2.1.Уровень занятости (безработица) 2.2.Инфляция 2.3.Спад производства 2.4.Покупательная способность населения | ||||
Итого |
S | |||
3.Социально-демографические: 3.1.Динамика численности 3.2.Изменение половозрастной структуры 3.3.Миграция населения 3.4.Снижение уровня образования | ||||
Итого |
S | |||
4. Технологические 4.1.Уровень научно-технического прогресса 4.2.Перспективы технологических улучшений; 4.3.Технологический уровень других предприятий. | ||||
Итого |
S | |||
ВСЕГО |
S |