* Оценка влияния фактора на предприятие осуществляется экспертным путем по следующей оценочной шкале:
0 - отсутствие влияния ; 1 балл - слабое влияние;
2 балла - умеренное влияние; 3 балла - сильное влияние.
** Оценка направленности влияния на предприятие осуществляется по следующей оценочной шкале:
+1 балл - положительное влияние; -1 балл - негативное влияние
Таблица 3
Примерный перечень возможностей и опасностей в макросреде предприятия
Факторы благоприятного воздействия(возможности) |
Факторы неблагоприятного воздействия (угрозы) |
1 |
2 |
1. Правовая база предпринимательства входит в рамки общеевропейской системы |
1. Несогласованность действий президента и Верховного Совета Украины |
2. Высокий научно-технический потенциал в регионе |
2. Отсутствие контроля за соблюдением антимонопольного законодательства |
3. Стабилизация темпов производства |
2. Постоянные изменения в законодательстве Украины |
4. Повышение уровня образования населения |
3. Дефицит бюджета |
4. Инфляционные процессы | |
5. Низкая покупательская способность населения | |
6. Высокий уровень безработицы в стране | |
7. Ухудшение социально-демографической ситуации | |
8. Старение нации | |
9. 3агрязнение окружающей среды | |
10.Снижение финансирования наукоемких отраслей |
Анализ микросреды предприятия
Анализ непосредственного окружения предприятия предполагает анализ тех факторов внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. В стратегическом анализе приоритетными факторами микросреды являются: потребители, конкуренты и поставщики. При необходимости изучаются посредники, зарубежные партнёры, рынок рабочей силы.
Цель анализа факторов непосредственного окружения предприятия заключается в выявлении возможностей и угроз для предприятия в микросреде.
Анализ потребителей
В процессе анализа потребителей, как компоненты непосредственного окружения предприятия, студенту необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать целевой рынок предприятия.
2. Составить профиль покупателей целевого рынка предприятия.
3. Изучить состояние спроса на товары предприятия.
4. Изучить торговую силу покупателей.
1. Для характеристики целевого рынка необходимо:
определить обслуживаемые предприятием рыночные сегменты;
изучить конъюнктуру целевого рынка и определить возможности реализации товара по выгодным для предприятия ценам;
выявить возможности расширения деятельности предприятия (наличие потенциальных сегментов, возможности насыщения и углубления ассортимента и т.п.)
На основе изучения целевого рынка следует сделать вывод о его состоянии и тенденции развития.
2. Для характеристики целевого рынка предприятия необходимо разработать профиль покупателей на основе анкетирования по следующим характеристикам:
демографические (возраст, размер семьи, жизненный цикл семьи, доходы, род занятий);
географические (место проживания, отдаленность от предприятия);
психографические (стиль жизни (убеждения, личностные характеристики), особенности поведения(регулярность совершения покупки, статус покупателя, выгоды, мотив покупки, отношение к предприятию и его предложению).
В таблице 4.4. показан примерный профиль покупателей целевого рынка.
3. В процессе изучения состояния спроса на товары номенклатуры предприятия целесообразно изучать как реализованный, так и потенциальный спрос покупателей. При этом используются методы: балансовый, экспертные оценки, опросы покупателей. На основе этого целесообразно сделать выводы о состоянии спроса и тенденции спроса и тенденции его развития.
4. Торговая сила покупателя – позиция покупателя по отношению к предприятию в процессе торга, обусловленная степенью зависимости продавца от покупателя.
Факторы, влияющие на торговую силу покупателя:
Уровень информированности покупателя.
Чувствительность к цене, к способам стимулирования.
Ориентация на определенную торговую марку.
Возможность выбора продавца, товаров-заменителей.
Наличие определенных требований к качеству продукции.
Таблица 4
Профиль покупателей целевого рынка предприятия
Характеристики покупателей |
Типы покупателей | ||||||
Мужчины |
Женщины | ||||||
до 10% опрошенных |
10-50% опрошенных |
свыше 50% опрошенных |
до 10% опрошенных |
10-50% опрошенных |
свыше 50% опрошенных | ||
Демографические Возраст: до 18 18-35 36-50 свыше 50 Размер семьи: 1 и 2 чел. 3 и 4 чел. Более 4-х чел. Жизненный цикл семьи: молодая семья без детей молодая семья с детьми семья со стажем без детей семья со стажем с детьми одинокие Доходы: низкие средние высокие Род занятий: управляющие и собственники служащие и техники работники сферы услуг без постоянного места работы студенты пенсионеры домохозяйки Географические Место проживания: город пригород сельский район Отдаленность от предприятия: проживание в одном районе города проживание в близлежащих районах города проживание в других населенных пунктах | |||||||
Психографические Стиль жизни Убеждения: консервативные либеральные Личностная характеристика: общительность импульсивность амбициозность Отдых: спорт кино книги хобби Особенности поведения Регулярность совершения покупки: регулярно от случая к случаю Статус покупателя: потенциальный покупатель постоянный покупатель бывший покупатель Интенсивность совершения покупки: высокая средняя низкая Выгоды: экономические удобства престиж Мотив покупки: рациональный эмоциональный Отношение к новому товару: суперноваторы новаторы средние консерваторы суперконсерваторы Отношение к предприятию и его предложению: положительное отрицательное индифферентное | |||||||