рефераты по менеджменту

Создание и совершенствование системы менеджмента качества образования в ВУЗах

Страница
5

цели

процессов;

входные и выходные данные процессов;

владельцы процессов;

нормативные документы, регламентирующие деятельность в рамках процесса;

измеряемые параметры процесса;

показатели результативности;

методики и периодичность расчета каждого показателя.

Управление процессами осуществляется при помощи комплекса документов СМК ГУУ. Степень документированности процессов зависит от их сложности, важности и взаимодействия. В СМК ГУУ выделены шесть уровней документации, включающей:

документы по управлению качеством (три уровня);

документы по обеспечению качества;

документы по подтверждению качества (записи);

базовые документы (внешние нормативы).

Документация по управлению качеством служит для описания процессов и требований. Она имеет иерархическую структуру (8 разделов), отражающую взаимосвязь процессов вуза и позволяющую управлять ими с помощью идентификационных признаков. При разработке процесса управления документацией СМК был использован опыт Московского института стали и сплавов, Всероссийского научно-исследовательского института сертификации и Всероссийской организации качества.

Уровень выполнения договорных обязательств с заказчиками специалистов характеризуют данные о гарантиях трудоустройства выпускников: на первом курсе около 30% студентов обеспечены договорами на трудоустройство, на втором — более 50%, на третьем — около 60%, на четвертом — 70%, на пятом — более 90% выпускников уже определяются с местом будущей работы. Анализ эффективности рекомендаций от долговременных заказчиков выпускников вуза осуществляется на основе определения портрета нового потребителя и его лояльности.

Основная деятельность ГУУ связана с предоставлением образовательных услуг, реализуемых в рамках образовательного бизнес-процесса. ГУУ на лицензионной основе оказывает многоуровневые образовательные услуги, которые включают:

довузовское образование (13 специальностей начального профессионального образования и 19 — среднего профессионального образования);

высшее профессиональное образование (39 направлений и 69 специальностей);

послевузовское образование (54 специальности аспирантуры и 17 — докторантуры; 59 программ дополнительного образования).

Кроме того, к числу услуг ГУУ относятся НИР, выполняемые в рамках бизнес-процессов научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности.

ГУУ применяет в менеджменте процессов стандарты ISO 9000 и модель делового совершенства EFQM1. Использование методов управления качеством для проектирования процессов и постановки целей осуществляется с учетом:

анализа рынков образовательных услуг и труда;

обязательных нормативных требований;

требований работодателей;

оценки апробированных технологий;

анализа воспроизводимости и согласованности спроектированных процессов на основе аудитов;

данных об удовлетворенности потребителей, полученных в ходе опросов и анкетирования.

Большая роль в улучшении процессов ГУУ отводится совершенствованию партнерских отношений с заказчиками образовательных услуг и научных исследований. Это позволяет не только точнее выявить их потребности, но и эффективнее использовать имеющиеся ресурсы. Выстраивание таких отношений помогает повысить конкурентоспособность университета и расширить возможности сотрудничества. Высшее руководство устанавливает стратегические цели (включая цели соответствующих процессов) и ≪развертывает≫ их на всех уровнях, формирует систему оценки целей (KPI) и процессов.

СМК образования имеет многокомпонентный характер. Помимо всех структур вуза, являющихся объектами управления, в нее входят:

структурно-функциональная модель управления качеством образования;

вузовская система контроля качества образования;

нисходящие и восходящие информационные потоки;

технологии контроля и мониторинга;

инструментарий для оценки качества процессов и результатов образования;

совокупность требований к качеству подготовки специалистов;

профессиограммы, составленные с учетом требований работодателей;

критерии качества и т.д.

Основные критерии качества процесса и результатов образования, выделяемые в динамической модели EQUIS2, распределяются по 11 областям, представленным на рис. 2.

При функционировании СМК образования взаимодействие структур, протекание процессов, информационные потоки представляются в виде рабочих документов, содержащих компоненты, требования и критерии, необходимые для эффективного планирования, реализации процессов и управления ими. С помощью системы внутреннего и внешнего аудита осуществляется оценка соответствия между реально протекающими и документированными процессами.

Для внедрения СМК образования в практическую деятельность вуза соблюдалась определенная последовательность действий: 1) определение цели сертификации СМК образования и значения этого процесса для повышения престижа вуза и конкурентоспособности выпускников на рынке труда; 2) ознакомление руководства вуза с целями сертификации СМК образования и обеспечение участия руководства в этом процессе; 3) разработка и усовершенствование внутривузовской системы оценки качества образования, включающей систему мониторинга качества образования, соответствующий инструментарий, технологии и методики, программно-инструментальные средства обработки данных мониторинга; 4) подготовка кадров в области систем управления качеством, педагогических измерений, ведения баз данных мониторинга, внутреннего аудита, ведения документации по СМК образования; 5) разработка необходимой документации согласно требованиям ISO 9000 и критериям динамической модели EQUIS; 6) предварительная оценка текущего состояния процессов в вузе путем выявления соответствия между реально протекающими и документированными процессами; 7) анализ степени соответствия между указанными процессами, выбор направлений их совершенствования, разработка соответствующих процедур; 8) создание действующей системы внутреннего аудита, анализ данных аудита на протяжении нескольких лет, оценка динамики изменений в области качества образования; 9) выбор органа по сертификации и проведение внешнего сертификационного аудита; 10) формирование механизма обновления и совершенствования СМК образования в вузе.

Система мониторинга качества образовательного процесса

Основой для непрерывного повышения качества образовательного процесса является повсеместное внедрение систем мониторинга основных параметров (ОП), обеспечивающих получение текущей и прогностической информации, необходимой для статистического контроля, постоянного совершенствования и стратегического планирования качества образования. Система мониторинга качества образования предполагает:

формирование единых требований к системе ввода, хранения и представления результатов контроля подготовленности студентов;

создание общеуниверситетского банка оценочных средств и специализированной системы управления им;

обеспечение возможности интерактивного обмена информацией с пользователями (администрацией университета, преподавателями и студентами) в рамках полномочий, определяемых персональными уровнями доступа.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту