рефераты по менеджменту

Создание и совершенствование системы менеджмента качества образования в ВУЗах

Страница
4

Реализация изложенных принципов применительно к СМК научно-образовательной продукции вуза связана с решением целого ряда задач, таких как:

постоянное изучение требований потребителей;

систематический анализ тенденций развития в областях знаний, соответствующих компетенции вуза;

постоянное изучение конъюнктуры мирового рынка в сфере образования и науки;

систематическая актуализация миссии, целей и политики вуза;

тесное взаимодействие с поставщиками (школами, гимназиями, лицеями, колледжами) и субподрядчиками;

применение образовательных программ, соответствующих мировым нормам и требованиям.

Описание принципов создания и совершенствования СМК в вузах позволяет перейти к определению состава работ по их практическому внедрению.

Необходимость реализации принципов TQM связана с главной задачей современной системы образования — совершенствованием учебных программ и повышением качества предоставляемых образовательных услуг с целью удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям нынешнего этапа экономического развития страны.

Внедрение принципов TQM в образовательном учреждении, как и на предприятиях промышленности или сферы услуг, должно проводиться в несколько этапов.

1. Высшее руководство принимает решение о выполнении работ по внедрению TQM-подходав управление организацией. Нужно отметить, что этот этап самый ответственный и значимый с точки зрения принятия последующих решений. Необходимо четкое понимание всех потенциальных проблем, связанных с изменением организационной структуры, с затратами на менеджмент, обеспечение и повышение качества (например, в сфере промышленности объем данных расходов составляет не менее 5–10% от оборота предприятия), с подготовкой кадрового потенциала и т.д. Также нужно определить те преимущества, которые получит организация, и сроки, в которые эти преимущества будут достигнуты.

2. Разрабатывается стратегия TQM (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).

3. Создается совет по качеству, возглавляемый руководителем организации, и назначаются должностные лица, ответственные за качество в компании и каждом подразделении.

4. Все сотрудники организации информируются о внедрении TQM-подхода и тех преимуществах, которые будут получены после проведения полного комплекса работ.

5. Создаются системы нормативно-правового обеспечения, контроля и отчетности, информированности и ответственности.

6. Разрабатываются руководства по качеству, методические рекомендации по всем процессам организации, рабочие инструкции для каждого сотрудника компании.

7. Реорганизуется структура управления с целью устранения барьеров между подразделениями при осуществлении деятельности, связанной с вопросами качества.

8. Выбираются основные направления (темы, проекты) для повышения качества.

9. Формируются группы (команды) для улучшения процессов.

10. Выполняются рекомендации, выработанные этими группами.

Для внедрения TQM-подхода в образовательных учреждениях создается совет по качеству, который определяет основные направления для улучшения процессов. Совет также формирует группы сотрудников для выполнения одной из ключевых задач реализации принципов TQM— оптимизации тех или иных процессов. Основные этапы работы таких групп представлены на рис. 2.

Группы по улучшению процессов могут быть созданы для работы в области методов преподавания, критериев оценки знаний студентов, способов оценки деятельности преподавателей, налаживания контактов с абитуриентами и родителями, бюджетирования, повышения комфортности проживания в общежитиях и т.д.

Успешное внедрение TQM-подхода требует в первую очередь наличия квалифицированного персонала в самой организации, а также способности образовательных учреждений готовить кадровый потенциал для предприятий промышленности, т.е. необходимо работать и на внутренний (для самого вуза) и на внешний (для других компаний) рынки.

В наступившем веке качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития любого государства, и особенно России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся ключевыми факторами, определяющими не только экономику, но и политику нового времени.

Уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую зависящий от качества высшего образования, становится важнейшим условием не только экономического и социального развития, но и экономической и политической самостоятельности государства, условием его выживания.

Минобрнауки РФ поставило перед вузами страны задачу повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг. Способом выполнения данной задачи является внедрение СМК в вузах. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого института. Ее решениетребует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества, высшей школы.

В данной статье предложена концепция создания и совершенствования СМК в вузах. Внедрение такой системы позволит российским учебным заведениям повысить качество подготовки специалистов и даст возможность конкурировать на рынке образовательных услуг, а России — осуществить переход к рыночной экономике и реализовать намерение выйти в единое европейское и мировое пространство в сфере высшего образования.

Политикой руководства в области качества определены следующие группы потребителей образовательных услуг:

внешние (работодатели);

заказчики научно-исследовательских работ (НИР);

внутренние (персонал и обучаемые).

ГУУ получил признание у потребителей не только на территории России, но и в странах СНГи дальнего зарубежья. Университет сохраняет свою филиальную сеть. Основными потребителями научной продукции вуза являются предприятия практически всех регионов России.

В соответствии с реализуемой политикой в области качества в университете внедряется процессный подход. Процессы разбиты на три группы: 1) процессы менеджмента; 2) основные бизнес-процессы; 3) обеспечивающие процессы.

Данный подход направлен на создание и развитие в ГУУ эффективной системы менеджмента и ее главного бизнес-процесса — научно-образовательного. Процессная модель разработана в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008, моделей совершенства с учетом опыта вузов-лидеров и типовой модели системы качества вуза. Наиболее детализирован образовательный бизнес-процесс, включающий шесть стадий (первая — маркетинг, последняя — трудоустройство). В группе обеспечивающих процессов выделен процесс мониторинга удовлетворенности заинтересованных сторон. Взаимодействие этих процессов в системе отражено в карте процессов ГУУ.

Для обеспечения эффективности управления процессами и организации их взаимодействия определены:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту