Будучи интегрированной в единое информационное пространство ГУУ, система мониторинга качества университетского образования позволяет всем участникам ОП повышать эффективность своей деятельности и обеспечивать непрерывность совершенствования ОП.
Для создания системы мониторинга в ГУУ Центр качества собрал информацию о видах и характеристиках имеющихся в институтах и на кафедрах инновационных контрольно-оценочных и обучающих материалов, сформировал соответствующую базу данных. При поддержке ректората и Учебно-методического управления Центр качества совместно с руководством Института иностранных языков и кафедры высшей математики подготовил необходимую документацию и создал рабочие группы из числа преподавателей и сотрудников Центра для совершенствования имеющихся тестовых материалов, их стандартизации и приведения в соответствие требованиям системы сертификации качества педагогических тестовых материалов, функционирующей в России.
Более полной реализации потенциала преподавателей ГУУ, совершенствованию университетской контрольно-оценочной системы и наполнению банка оценочных средств способствует ежегодный смотр-конкурс ≪Инновационные обучающие и контролирующие средства (электронные модули, учебные курсы, учебно-методические комплексы и педагогические тесты)≫. В марте и ноябре 2005 г. были проведены круглые столы, посвященные подведению итогов данных конкурсов и обсуждению ряда проблем, решение которых необходимо для внедрения современных инновационных средств в образовательный процесс ГУУ. По результатам конкурса в сотрудничестве с Учебно-методическим управлением и Институтом дистанционного образования Центр качества подготовил информационно-методические материалы по разработке инновационных обучающих и контролирующих средств.
Помимо основных работ, по заказу Министерства образования и науки РФ силами сотрудников Центра выполняются НИР по использованию результатов единого государственного экзамена в управлении качеством образования. По итогам НИР издаются учебные пособия.
Система обеспечения качества образования в университете включает все стадии подготовки специалистов: прием абитуриентов, обучение студентов, государственную аттестацию выпускников.
Зачисление в ГУУ проводится в соответствии с Правилами приема, разработанными в университете на основании нормативных документов Минобрнауки РФ. В последние годы конкурс среди поступающих в ГУУ остается стабильно высоким и составляет по заявлениям от 4 до 13 человек на место. О высоком уровне требований к абитуриентам на вступительных экзаменах при поступлении в ГУУ свидетельствует то, что средний балл в аттестате зрелости у поступающих составляет более 4,5, каждый пятый окончил школу с медалью.
В последние годы стабилизировался контингент абитуриентов, поступивших в вуз по окончании подготовительных курсов (в 2002 г. их доля составляла 72% от общего числа зачисленных, в 2004 г. — 87%).
Вместе с тем следует отметить снижение конкурса на заочную форму обучения на базе среднего профессионального образования, что, помимо объективных причин, в определенной степени свидетельствует и о недостаточной эффективности профориентационной работы со стороны университета.
Текущая проверка знаний студентов осуществляется посредством контрольных работ, итоговых опросов по темам, тестирования по разделам читаемых дисциплин, подготовки рефератов, курсовых работ и т.п.
Анализ результатов промежуточных аттестаций за последние три года показывает, что около 60% студентов получают отличные и хорошие оценки. Полностью завершают обучение по аттестуемым специальностям от 85% до 100% от числа принятых на первый курс студентов.
Итоговая аттестация выпускников включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы. В ГУУ разработано положение об итоговой аттестации выпускников, изданы методические рекомендации по подготовке и защите дипломных проектов.
В 2005–2008 учебных годах в среднем по университету по всем направлениям и специальностям более 90% студентов получили отличные и хорошие оценки по результатам сдачи государственных экзаменов и 96% защитили выпускные квалификационные работы на пять и четыре, 25–33% выпускников получили дипломы с отличием.
Анализ выпускных квалификационных работ показал, что большинство из них написано на актуальные темы, с использованием программных средств обработки и анализа данных и содержат практические рекомендации по изучаемым проблемам. Вместе с тем темы некоторых дипломных проектов (например, по специальностям ≪финансы и кредит≫, ≪бухгалтерский учет и аудит≫) недостаточно конкретизированы и слабо связаны с практикой. В выпускных работах по специальностям ≪мировая экономика≫, ≪национальная экономика≫ мало расчетов с применением программных продуктов.
В ходе аттестационной экспертизы был проведен выборочный контроль качества знаний выпускников. По всем циклам дисциплин аттестуемых специальностей и направлениям подготовки уровень усвоения студентами программного материала оценивается как достаточный.
ГУУ вносит значительный вклад в подготовку кадрового потенциала управленцев и экономистов для российских предприятий. Выпускники университета востребованы в органах государственного управления (налоговых инспекциях, казначействах, администрациях административно-территориальных единиц), банках, транспортных и строительных организациях, туристических фирмах, на предприятиях промышленности, гостиничного хозяйства и др. Наиболее востребованы выпускники таких специальностей, как ≪менеджмент≫, ≪бухгалтерский учет и аудит≫, ≪финансы и кредит≫, ≪юриспруденция≫. Спрос на эти специальности остается стабильно высоким на протяжении последних пяти лет. Рекламаций на подготовку выпускников университет не имеет.
Специалисты, окончившие ГУУ, отличаются высокой конкурентоспособностью на рынке труда. По данным Департамента Федеральной государственной службы занятости по г. Москве, Государственный университет управления является одним из самых благополучных в плане трудоустройства молодых специалистов. Ежегодно от 25% до 35% выпускников вуза направляются на работу в соответствии с договорами.
Отзывы потребителей и самих выпускников о качестве подготовки положительные.
Качество итоговой аттестации выпускников является сложным комбинированным результатом деятельности ГУУ за весь период обучения студентов. Оно обеспечивается:
набором хорошо подготовленных и профессионально ориентированных абитуриентов;
применением комплексной системы аттестации студентов и выпускников;
совершенствованием форм и содержания учебного процесса с учетом профиля будущего специалиста;
созданием учебной среды, обеспечивающей возможности аудиторной и самостоятельной подготовки студентов с использованием современных методов обучения, оснащенной средствами компьютерной техники, и т.п.
Высокое качество учебных программ и требовательность к знаниям, получаемым учащимися, потребовали от университета активной работы по подбору студентов первого курса. Конкурс абитуриентов в значительной мере зависит от целенаправленной деятельности профессорско-преподавательского коллектива в среде школьников 10–11 классов, учащихся лицеев и колледжей; работы центров довузовской подготовки; сотрудничества с предприятиями, ведущими целевую подготовку своих работников. В период с 2002 г. по 2009 г. число поступающих в вуз постоянно росло.