Таким образом, мы можем констатировать, что на предприятии сложилась достаточно развитая система стимулирования труда, в основу которой положен принцип стабильности. Связано это в первую очередь с пониманием руководством, что для коллектива, где преобладают женщины, данный принцип является одним из ключевых для стимулирования к эффективному труду. Использование принципа стабильности проявляется, в первую очередь, в планомерно проводимых мероприятиях по поступательному повышению уровня материального стимулирования, а также в формировании системы корпоративных социальных гарантий.
В тоже время значительный рост затрат предприятия на стимулирование не может продолжаться длительное время в силу принципа эффективности инвестиций. Необходимо определить действенные направления повышения мотивированности персонала с низкой ресурсоемкостью. В соответствии с проведенным исследованием, для сотрудников гостиницы «Пулковская» такими направлениями могут стать: повышение информированности персонала о делах предприятия, формирование психологической уверенности в возможностях карьерного роста, а также мероприятия по сплочению коллектива. Возможным способом реализации данных направлений может стать построение в коллективе команд с учетом индивидуальных характеристик сотрудников и возможности их сотрудничества.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПЕРСОНАЛА В ГОСТИНИЦЕ «ПУЛКОВСКАЯ»
Организационная, правовая и методическая основа разработки решения
Задача формирования команд с учетом индивидуальных личностных характеристик сотрудников предприятия требует применения относительно нового инструментария соционики. Он позволяет диагностировать психотипы сотрудников, их совместимость и возможность взаимного профессионального усиления. Безусловно, полученную информацию можно считать в определенной степени условной, что определяет необходимость индивидуального подхода к каждому сотруднику при формировании команд, а не механическое использование данных о психотипах.
Для решения задачи формирования эффективных команд был решен ряд задач второго уровня:
· проведено анкетирование сотрудников и дана интерпретация полученных результатов;
· проведена работа по формированию команд в соответствии с комфортностью соотношения психотипов;
· определена экономическая и социальная эффективность проекта с помощью динамических и статистических показателей.
Нормативно-правовой базой для разработки и реализации проекта послужили следующие нормативные и распорядительные документы:
· Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.);
· Трудовой кодекс Российской Федерации;
· Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья);
· Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководителем предприятия;
· Положения о структурных подразделениях гостиницы «Пулковская»;
· Должностные инструкции работников;
· Штатное расписание;
· Положения по направлениям деятельности (о повышении квалификации сотрудников, об аттестации, о персонале и др.).
Чтобы разработать и внедрить эффективную систему стимулирования, нужно реализовать несколько этапов: провести диагностику мотивационной среды компании, разработать сегментированную систему стимулирования, в которой комплексно применять материальные и моральные средства стимуляции, регулярно проводить мониторинг и коррекцию системы стимулирования. Схематично этапы данной работы представлены на рис.15.
Рис.15. Этапы формирования эффективной системы мотивации
Первый этап заключается в диагностике мотивационной среды гостиницы «Пулковская» (системы стимулирующих условий), которую мы провели во второй главе квалификационной работы. На данном этапе в рамках применяемой методики необходимо определить, насколько качественно в организации учитываются следующие базовые принципы мотивации:
· наличие и понятность общих для всех условий мотивации;
· наличие разработанных методов объективного и однозначного измерения результатов работников организации, простота и понятность средств оценки;
· обеспечение доступности для сотрудников официальной информации о желаемом результате (как нужно работать и какие результаты иметь);
· периодический пересмотр личных целевых ориентиров в соответствии с изменяющейся ситуацией на основе принятого и понятного сотрудникам механизма;
· индивидуальный подход;
· неукоснительное исполнение руководством условий системы стимулирования.
Как было определено во второй главе работы, все данные принципы стимулирования в гостинице «Пулковская» постоянно выполняются.
Второй этап разработки системы стимулирования - это этап построения сегментированной мотивирующей системы с учетом особенностей психотипов работников. В рамках данного исследования в феврале 2008 года на базе гостиницы «Пулковская» было проведено именное анкетирование работников с целью выявления их социотипов, группировки и разработки сегментированной системы стимулирования.
В качестве методологической и методической основы использованы труды Иванова Ю.В. [15,16,17]. Соционика оперирует 16 основными типами человеческой личности, отражающими разные способы обработки информации средствами нормальной психики. Каждому из типов присущи своя модель обработки информации, определенное сочетание установок психики и соответствующая система отношений с другими людьми.
Базовые типы человеческой личности и их различия, или дихотомии (этика – логика, интуиция – сенсорика, экстраверсия – интроверсия, рациональность – иррациональность) введены еще в начале 20-го века К.Г.Юнгом. Однако практическое использование данного подхода началось с конца 80-х годов благодаря работам литовского ученого А. Аугустинавичюте.
Каждой формуле из шестнадцати типов дан псевдоним по имени исторического лица или известного литературного героя, представителя данного типа. Данная классификация представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Базовые типы личности, выделенные в соционике
№ п/п |
Полное наименование типа (формула) |
Псевдоним типа |
1 |
Интуитивно-логический экстраверт |
Дон Кихот |
2 |
Сенсорно-этический интроверт |
Дома |
3 |
Этико-сенсорный экстраверт |
Гюго (Виктор Гюго) |
4 |
Логико-интуитивный интроверт |
Робеспьер |
5 |
Логико-сенсорный интроверт |
Максим (Максим Горький) |
6 |
Этико-интуитивный экстраверт |
Гамлет |
7 |
Сенсорно-логический экстраверт |
Жуков |
8 |
Интуитивно-этический интроверт |
Есенин |
9 |
Логико-интуитивный экстраверт |
Джек (Джек Лондон) |
10 |
Этико-сенсорный интроверт |
Драйзер (Теодор Драйзер) |
11 |
Сенсорно-этический экстраверт |
Наполеон |
12 |
Интуитивно-логический интроверт |
Бальзак |
13 |
Логико-сенсорный экстраверт |
Штирлиц |
14 |
Этико-интуитивный интроверт |
Достоевский |
15 |
Интуитивно-этический экстраверт |
Гексли |
16 |
Сенсорно-логический интроверт |
Габен |