Отметим, что определение затрат (выраженных в финансовых показателях) связанных с мероприятиями по повышению мотивации, задача, методологически решаемая более просто, чем задача определения выраженных в финансовых показателях ожидаемых результатах. Кроме того, даже при получении фактических результатов возникают сложности в обоснованном отнесении их на те или иные затраты, понесенные предприятием или решения.
В качестве возможных показателей, которые непосредственно связаны с мотивацией персонала к труду, и могут быть использованы при расчете финансовых результатов, связанных с решениями в системе управления кадрами, можно рассмотреть следующие:
· производительность труда основного персонала;
· уровень расходов на оплату труда и материальное стимулирование;
· конкурентоспособность услуг гостиницы;
· равномерность загрузки персонала гостиницы;
· доля использования фонда рабочего времени.
Важно отметит, что среди представленных показателей показатель производительности труда является интегральным, т.е. он учитывает изменения всех других параметров. При этом уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости от многих факторов, обусловленных организационными, техническими и экономическими условиями деятельности предприятия. Причем, не только внутренних факторов, находящихся под контролем компании, но и внешних.
К внешним факторам, непосредственно оказывающим влияние на динамику представленных выше показателей эффективности, для гостиницы « Пулковская» относятся, например: уровень развития в городе гостиничного сервиса и степень конкуренции в различных сегментах этого рынка; динамика денежных доходов населения и предприятий; деловая активность предприятий, размещенных в городе; конъюнктура рынка труда. Важно учитывать объективное влияние этих факторов и взвешивать реальную динамику показателей эффективности системы стимулирования с их учетом.
Учитывая рассмотренную в первой главе работы теорию гигиенических факторов, важно также учитывать динамику внутренних факторов, которые напрямую не относятся к системе стимулирования труда, но могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на уровень мотивации персонала.
К внутренним факторам относятся:
· состояние материально-технической базы, уровень санитарно-бытового и технического оснащения гостиницы;
· организация рабочих мест и уровень механизации труда;
· качество организации технологических процессов обслуживания;
· квалификация и целевые установки сотрудников коллектива;
· система целей организации;
· состояние социально-психологического климата в коллективе.
Чтобы определить насколько изменение уровня мотивированности персонала может повлиять на конкурентоспособность услуг гостиницы, в гостинице «Пулковская» был проведен опрос 100 клиентов в феврале 2008 года. В ходе опроса выяснялось:
· значимость для конкретного клиента отдельных параметров конкурентоспособности. В данном случае клиент расставлял их в порядке значимости. Итоговая оценка по каждому параметру определена как доля от единицы;
· оценка клиентами гостиницы данного параметра конкурентоспособности по пятибалльной шкале. Суммарная оценка определена как средняя от оценок опрошенных.
Результаты исследования представлены в таблице 11.
Таблица 11.
Оценка конкурентоспособности услуг гостиницы «Пулковская»
Факторы конкурентоспособности услуг гостиницы |
Оценка веса фактора |
Средняя оценка |
Широта выбора категорий номерного фонда |
0,26 |
4,11 |
Ценовой уровень |
0,17 |
3,95 |
Качество обслуживания |
0,16 |
3,75 |
Уровень дополнительного обслуживания |
0,14 |
3,80 |
Местоположение гостиницы |
0,12 |
4,95 |
Комфортабельность гостиницы |
0,15 |
4,80 |
Интегральная оценка |
1,00 |
- |
По результатам анкетирования самая низкая оценка была получена именно по тем факторам, которые непосредственно связаны с качеством работы персонала. Это указывает на значительный резерв повышения конкурентоспособности услуг гостиницы и, соответственно, выручки за счет повышения трудовой мотивации коллектива.
Расчет экономического эффекта предложенного комплекса мероприятий проведен с учетом следующих предпосылок:
· ожидаемое увеличение объема выручки составляет 15% к уровню выручки предшествующего периода. При этом рост на 12% обеспечен ростом цен, на 3% - за счет повышения конкурентоспособности услуг гостиничного сервиса. В прошлом году объем выручки гостиницы «Пулковская» увеличился на 9%, при этом 7,5% был обеспечен ростом цен и 1,5% - за счет повышения конкурентоспособности услуг. Следовательно при внедрении предложенной системы стимулирования персонала повысится конкурентоспособность услуг, что приведет к увеличению выручки.
· повышение степени использования фонда рабочего времени (интенсификация труда) за счет повышения трудовой мотивации обеспечит возможность увеличения объема работ без соответствующего увеличения штата сотрудников. При сохранении уровня использования фонда рабочего времени на текущем уровне планируемое увеличение объема работ потребовало бы приема на работу двух новых штатных единиц;
· планируемое увеличение материальных затрат на заработную плату и иные формы материального стимулирования составляет 5% от уровня предшествующего периода;
· ожидаемые затраты рабочего времени сотрудников гостиницы «Пулковская» на участие в работе коллегиальных органов составляет 38 человеко-часов в месяц.
С учетом данных предпосылок произведен расчет экономического эффекта от совершенствования системы мотивации труда на предприятии. Результаты расчета представлены в таблице 12.
Важно отметить, что в расчет не включен рост затрат непосредственно на заработную плату, связанный с конъюнктурой рынка труда города. С другой стороны в расчете не учтены и дополнительные доходы, связанные с ростом цен на услуги гостиниц .Таким образом, расчет экономического эффекта от совершенствования системы мотивации труда очищен от ценовых факторов, не имеющих отношения к данной системе.