Пока МТС осваивает Поволжье, другой оператор "большой тройки", "Вымпелком", наконец-то сумел выйти на рынок Санкт-Петербурга. Он стремился попасть туда несколько лет, но лицензию для работы на Северо-Западе смог получить лишь в сентябре прошлого года. В апреле компания запустила собственную сеть в Петербурге. Инвестиции в строительство первой очереди сети, состоящей из 110 базовых станций, составили $50 млн. Всего к концу 2006 года "Вымпелком" планирует установить в Петербурге и Ленинградской области 250 базовых станций. Получается, что выход в Санкт-Петербург обошелся компании примерно в ту же сумму, которую МТС заплатила за присутствие в Татарии и Поволжье. Однако "Вымпелкому" придется потратить дополнительные средства на привлечение абонентов, тогда как МТС в Татарии досталась уже сложившаяся клиентская база.
В соответствии со стратегией консолидации, компания увеличила свое участие до 100% в компании "Кубань GSM", до 88,5% в компании "Сибирские Сотовые Системы-900" (Новосибирская область, Республика Алтай), до 99,85% в "Уралтел" (Свердловская область).
Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных сетей и в 2003 году осуществила коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, Алтайском крае.
На сегодняшний день ОАО "Мобильные ТелеСистемы" является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе.
Основные показатели деятельности ОАО "МТС" приведены в таблице 2.
Как видно из таблицы финансово-экономическое положение ОАО "МТС" за последние 2 года значительно ухудшилось.
Прибыль от реализации услуг неуклонно уменьшается и в 2006 году составила всего лишь 20% от прибыли базового периода (2005 год). Уменьшение прибыли от реализации услуг сказалось на уменьшении такого показателя как рентабельность продаж, который в 2005 году составлял 4,15%, а в 2006 году уже 0,79%.
По данным за 2005-2006 годы не все экономические показатели организации соответствуют требуемым нормативам. Особенно низким является значение рентабельности, что стимулирует руководство к проведению ряда реорганизационных мероприятий.
Формирование рациональной структуры источников средств необходимо предприятию для финансирования необходимых объемов затрат и обеспечения желательного уровня доходов.
В таблице 2.2 приведены состав и структура источников финансовых ресурсов предприятия ОАО "МТС", а так же их изменение за анализируемый период.
Таблица 2.1. Основные показатели деятельности ОАО "МТС"
Показатели |
2005г. |
2006г. |
Абс. отклон. |
Темп роста % |
Реализованные услуги в действующих ценах, тыс. р. |
25 777 |
24 779 |
3 203 |
114,8 |
Реализованные услуги в сопоставимых ценах к 2002 г, тыс. р. |
13 033 |
10 106 |
-11 470 |
46,8 |
Себестоимость услуг в действующих ценах, тыс. р. |
23 417 |
22 746 |
3 741 |
119,7 |
Себестоимость услуг в сопоставимых ценах, тыс. р. |
11 480 |
8 902 |
-10 103 |
46,8 |
Прибыль от реализации, тыс. р. |
406 |
195 |
-702 |
21,7 |
Балансовая прибыль, тыс. р. |
166 948 |
-77 468 |
-786 530 |
-10,9 |
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. р. |
6 497 |
6 375 |
1 809 |
139,6 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
424 |
364 |
-81 |
81,8 |
в том числе по основной деятельности, чел. |
316 |
272 |
-65 |
80,7 |
Затраты на 1 рубль реализованных услуг, р. |
0,91 |
0,92 |
0,04 |
104,2 |
Фондоотдача на 1 рубль ОФ, р. |
3,97 |
3,89 |
-1 |
82,2 |
Фондовооруженность, р. |
15,32 |
17,51 |
7 |
170,7 |
Производительность труда |
30,74 |
27,76 |
-21 |
57,3 |
Рентабельность продаж,% |
1,57 |
0,79 |
-3,37 |
18,9 |
Рентабельность продукции,% |
2, 20 |
1,22 |
-4,43 |
21,6 |
Как видно из расчетов, за анализируемый период сумма источников финансовых ресурсов увеличилась с 7171 тыс. р. в начале периода до 11624 тыс. р. - в конце периода, то есть темп роста составил 162%. При этом собственные источники увеличились на 2337 тыс. р. при темпе роста 144,5%, а заемные - на 2116 тыс. р. Темп роста заемных источников финансовых ресурсов составил 210,2%. Таким образом, темп роста заемных источников опережает темп роста собственного капитала, но собственный капитал, несмотря на это, составляет большую долю источников финансирования ОАО "МТС".