Как видно из таблицы 2.2., доля собственных финансовых ресурсов в общей сумме финансовых ресурсов ОАО "МТС" в 2005 году составляла 7,3% и увеличилась до 13,6% в 2006 году. Темп роста собственных финансовых ресурсов составил 192,4%. Наибольшая доля в финансовых ресурсах предприятия ОАО "МТС" принадлежит заемному капиталу, доля которого в общей сумме финансовых ресурсов в 2005 году составляла 91,2% от общей и уменьшилась в 2006 году до 84,7%. Краткосрочные кредиты и займы в начале анализируемого периода составляли 1305 тыс. руб. и незначительно уменьшились к концу анализируемого периода до 1288 тыс. р. Так же уменьшилась кредиторская задолженность. В начале периода она составляла 1999 тыс. руб., а к концу анализируемого периода уже 2748 тыс. р. Доля краткосрочных кредитов и займов в сумме заемных финансовых ресурсов в 2005 году составляла 37% и увеличилась в 2006 году до 38%.
Сумма финансовых ресурсов ОАО "МТС", как и сумма затрат на воспроизводство варьировали в течение анализируемого периода, но неизменным оставалось то, что финансовые ресурсы предприятия всегда покрывали его потребность в средствах для поддержания воспроизводственного процесса. В течение последних 2 лет у предприятия всегда оставался небольшой излишек финансовых ресурсов.
Сделаем основные выводы:
1. формирование рациональной структуры источников средств необходимо предприятию для финансирования необходимых объемов затрат и обеспечения желательного уровня доходов.
2. за анализируемый период сумма источников финансовых ресурсов увеличилась с 10852 тыс. р. в начале периода до 11624 тыс. р. - в конце периода, то есть темп роста составил 107,1%. При этом собственные источники увеличились на 40 тыс. р. при темпе роста 100,5%, а заемные - на 732 тыс. р.
Таким образом, темп роста заемных источников опережает темп роста собственного капитала, но собственный капитал, несмотря на это, составляет большую долю источников финансирования ОАО "МТС".
3. увеличение суммы собственного капитала произошло, в основном, за счет роста целевого финансирования и поступлений, которые увеличились с 270 тыс. р. в начале анализируемого периода до 310 тыс. р. в конце.
4. доля заемного капитала в общей сумме источников увеличилась с 30,4% на 01.01.06г. до 34,72% на 01.01.07г.
5. темп роста кредиторской задолженности за анализируемый период составил 137,5%. Доля кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств увеличилась с 18,4% в начале анализируемого периода до 23,6% в конце. Это связано с нарастающими темпами роста краткосрочных заемных средств.
6. наблюдается небольшой рост задолженности по так называемым "больным статьям" баланса.
7. доля собственных финансовых ресурсов в общей сумме финансовых ресурсов ОАО "МТС" в 2005 году составляла 69,6% и уменьшилась до 65,3% в 2006 году. Темп роста собственных финансовых ресурсов составил 100,5%.
2.2 Анализ финансового состояния ОАО "ВымпелКом"
ОАО "ВымпелКом" специализируется на предоставлении услуг сотовой радиотелефонной связи. ВымпелКом является одним из ведущих поставщиков услуг сотовой радиотелефонной связи в России и осуществляет деятельность под общим брэндом "Билайн". Билайн - один из наиболее известных брэндов России. Общий вид здания ОАО "ВымпелКом" представлен в приложении 2.
Компанию "ВымпелКом" организовал в сентябре 1992 года Дмитрий Зимин, инженер-оборонщик, доктор технических наук, вовремя оценивший важность мобильной связи для вошедших в рынок россиян. С первого дня настройка на рынок стала кредо компании (Приложение 1, рис.2).
В качестве учредителей Зимин привлек КБ "Импульс", Радиотехнический институт имени Минца и другие ведущие отечественные высокотехнологичные предприятия. В том же году "ВымпелКом" совместно с американским предпринимателем Оги Фабелой построила в Москве пилотную систему сотовой связи американского стандарта AMPS емкостью 200 абонентов.
Этот стандарт применялся в США в рамках штатов и довольно хорошо соответствовал условиям активно федерализировавшейся тогда России. Стандарт является рекордсменом по территории, которую может обслуживать одна станция связи.
В январе 1993 года компания получила лицензию Минсвязи РФ и развернула в столице сеть емкостью 10 тыс. абонентов, построенную на оборудовании компании Ericsson. Ее и представили общественности под торговой маркой "Би Лайн", что было новым словом в оказании высокотехнологичных услуг. "Это ведь не рестораны быстрого питания, что их нужно рекламировать под "игровой" маркой", - говорили скептики. Но москвичам название понравилось и запомнилось. Оно ассоциировалось у них, по свидетельству маркетологов, с тем новым, современным, положительным, что несли с собою рыночные времена .
Коммерческая эксплуатация новой сети проходила более чем успешно. Однако ее создатели уже через год-два поняли, что стандарт AMPS, основанный на аналоговой передаче сигнала, несовременен. Очень скоро рынок потребует другого стандарта, решили они, и инвестировали средства в модернизацию оборудования под более совершенный - цифровой - стандарт DAMPS. В результате родилась здравствующая и поныне сотовая сеть "Би Лайн-800".
Параллельно "ВымпелКом" расширял экспансию на рынке - получил лицензии на предоставление услуг сотовой связи еще в четырех областях Российской Федерации, прилегающих к Московской: Тверской, Владимирской, Рязанской и Калужской. Таким образом, у компании появилась возможность предоставить телефон каждому шестому жителю страны. Позднее появилась дочерняя структура для развития региональной сети - "Вымпелком-Р".
Работа в регионах происходила через региональных операторов - услуги связи оказывались в сотрудничестве с ними, представляли собой своего рода франчайзинг. Первым партнером был самарский: в декабре 1994 года АО "ВымпелКом", "Меркурий-Самара" (местный оператор проводной связи) и Инкомбанк образовали СП
"Би Лайн Самара", которое со временем стало одним из самых успешных во всей России (Приложение 4).
Но победному шествию торговой марки "Би Лайн", считают эксперты, больше всего помогло не столько продвижение телефонных сетей АО "ВымпелКом", сколько образованная в 1995 году "Ассоциация-800". Она объединила большинство российских операторов стандарта AMPS/DAMPS, и сегодня почти все они трудятся под единой торговой маркой - "Би Лайн".
Во второй "пятилетке" 90-х компания продолжала исследовать возможности перехода к новым стандартам сотовой связи. К тому времени на рынке развернулась фирма МТС, предложившая абонентам стандарт GSM-900, совместимый с европейским и позволявший общаться в России и за рубежом по одному и тому же телефонному номеру. Плюс к этому набирала силу тенденция развития торговых связей между российскими регионами и сотрудничества с другими странами, благодаря которой МТС оказывалась в более выигрышном положении.