Проведение изменений в организации приводит к тому, что в ней создаются условия, необходимые для осуществления деятельности, соответствующей выбранной стратегии. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько организация готова к эффективному осуществлению стратегии. Бывают ситуации, когда фактически не требуется проведение изменений; бывают же ситуации, когда выполнение стратегии предполагает проведение очень глубоких преобразований. В зависимости от состояния основных факторов, задающих необходимость и степень изменения, таких, как состояние отрасли, состояние организации, состояние продукта и состояние рынка, можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типа изменений.
Перестройка организации предполагает основательное изменение организации, затрагивающее ее миссию и культуру. Подобные изменения могут возникнуть тогда, когда организация меняет свою отрасль и соответственно меняется ее продукт и место на рынке. В случае перестройки организации наблюдаются самые большие трудности с выполнением стратегии. Серьезного внимания заслуживает работа по созданию новой организационной культуры. Очень большие [изменения происходят и в технологической области, а также)на рынке рабочей силы.
Радикальное преобразование организации проводится на стадии выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с аналогичной организацией, в этом случае слияние различных культур, появление новых продуктов и новых рынков требуют сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной структуры.
Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются производственного процесса, а также маркетинга, особенно той его части, которая связана с привлечением внимания к новому продукту.
Обычные изменения связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность организации в целом.
Неизменяемое функционирование организации происходит тогда, когда она неизменно реализует одну и ту же стратегию. При таком выполнении стратегии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Однако при таком подходе очень важно четко следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде.
Наряду с процессом разработки и реализации стратегии в стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые так же, как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется основная деятельность.
Одни правила могут иметь очень широкий смысл, другие же достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни организации либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, ориентируя тем самым функционирование организации в направлении реализации ее стратегий. Многие правила имеют очень долгую жизнь, в то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или для способствования достижению какой-то определенной цели. Правила сами могут быть предметом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации становится изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т.п.
Важной задачей современного менеджмента является определение политики организации. Отправной точкой формирования политики фирмы можно считать совокупность всех нормативных требований, предъявляемых к сотрудникам фирмы, и способов выполнения указанных требований.
Нормативные требования к управлению включают в себя:
• принципы предпринимательской деятельности;
• основные цели, объекты, сферы деятельности;
• требования к ее организации.
Реализация нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.
К структурной политике относят:
• политику создания фирмы (цели, решения, средства);
• политику местоположения фирмы;
• политику ее правовой формы;
• политику отношения собственника к предприятию;
• кооперационную политику с другими фирмами;
• политику концентрации и разукрупнения;
• политику ликвидации фирмы.
Вторую по значимости группу образуют политики действий. К ним относят:
• политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);
• инвестиционную политику;
• политику запасов;
• политику в области оборудования;
• кадровую политику;
• финансовую политику;
• производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);
• политику сбыта (цены, распределение, реклама);
• политику отчетности о деятельности фирмы;
• политику управления рисками.
Принимая во внимания специфику настоящего исследования, остановимся на политике управления рисками более подробно.
Политика риск-менеджмента представляет собой совокупность форм, методов, приемов и способов управления рисками, возникающими в деятельности хозяйственной организации.
В зависимости от складывающейся на рынке ситуации и целей, преследуемых организацией, политика управления рисками может принимать три четко различимые формы, сводная характеристика которых приведена в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Характеристика основных форм политики риск-менеджмента
Наименование |
Основная |
Форма осу- |
Используемые |
Ожидаемый |
политики |
цель |
ществления |
методы |
результат |
управления | ||||
Политика профи- |
минимизация |
прогнозирова- |
• уголовно- |
полное отсут |
лактики |
потенциаль- |
ние возникно- |
правовые; |
ствие или ми- |
ных потерь и |
вения рисков и |
• администра- |
нимально воз- | |
убытков, кото- |
принятия мер |
тивно-правовые, |
можный уро- | |
рые может по- |
для их устра- |
• сдерживаю- |
вень потерь | |
нести органи- |
нения |
щие; | ||
зация в ситуа- |
• дисциплинар- | |||
циях риска |
ные; | |||
• социальные; | ||||
• психологиче- | ||||
ские; | ||||
• производст- | ||||
венные | ||||
Политика нейтра- |
нейтрализация |
формирование |
• гражданско- |
полное или |
лизации |
негативных |
страховых и |
правовые; |
частичное |
последствий |
резервных |
• компенсацион- |
возмещение | |
ситуаций риска |
фондов, а так- |
ные |
понесенных | |
же взыскание |
организацией | |||
денежных |
убытков | |||
средств с ви- | ||||
новных лиц в | ||||
судебном по- | ||||
рядке | ||||
Политика стиму- |
получение |
максимизация |
• спекулятив- |
получение за- |
лирования |
максимальной |
планируемой |
ные; |
планированной |
прибыли за |
рентабельно- |
• стимулирую- |
прибыли | |
счет реализа- |
сти проекта |
щие; | ||
ции проектов с |
• мобилизаци- | |||
высокой сте- |
онные | |||
пенью риска |