Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а, следовательно, являются пассивными.
К организационным методам управления относятся:
♦ подбор, расстановка и работа с кадрами;
♦ организационное регламентирование (нормирование);
♦ организационное планирование;
♦ организационное распорядительство;
♦ делегирование полномочий и распределение ответственности;
♦ организационный инструктаж;
♦ организационное распорядительство;
♦ контроль исполнения;
♦ организационный анализ;
♦ организационное проектирование;
♦ обобщение организационного опыта.
Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя:
♦ составление методик и профессиограмм для оценки деловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников;
♦ разработку типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров;
♦ создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров; учет кадров;
♦ периодическую аттестацию руководителей и специалистов;
♦ разработку методик по обследованию кадров, регулированию личного состава, созданию кадрового резерва;
♦ принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.
Организационное нормирование (регламентирование) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процессов на предприятии и управления ими. Организационный регламент включает в себя:
• номенклатурно-классификационные нормативы (материалов, покупных деталей, инструментов и т. п.);
• организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и т. п.);
• организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т.п.);
• оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание процессов на предприятии;
• административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т.д.).
Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных норм и правил необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию (регламентированию):
а) нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);
б) нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;
в) нормы (правила) должны быть оптимальными,
г) нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;
д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.
Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на следующих уровнях управляющей системы:
• на уровне предприятия;
• на уровне местных органов управления;
• на федеральном уровне.
Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным путем определить:
• какой объем работы необходимо затратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;
• какова длительность в календарном отношении отдельных управленческих операций и процедур;
• каковы потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда.
Ответ на указанные вопросы дает возможность составить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в какие сроки, с какими затратами труда и средств.
Важнейшим элементом организаторской работы является обеспечение четкой целенаправленности и слаженности работы коллективов в рамках определенных требований к качеству продукции и некоторых ограничивающих условий в части предоставленных ресурсов. Основным орудием для создания такой целенаправленности и слаженности в управлении предприятием является оперативно-производственное планирование, включающее четыре основных элемента: задание, определяющее результаты работы; качественные показатели, лимиты ресурсов; план организационно-технических мероприятий.
Делегирование полномочий и распределение ответственности занимает центральное место в системе организационно-распорядительных методов управления.
Полномочия — это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.
Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.
Делегирование задач и полномочий порождает в организации проблему распределения ответственности. Ответственность — это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности.
При этом различают ответственность исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников).
Существуют следующие виды организационных полномочий.
1. Линейные — дают право непосредственного единоличного командования.
2. Аппаратные полномочия, т.е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться:
а) на рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консультациями;
б) на полномочия обязательного согласования — линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями аппарата проекты готовящихся к принятию решений.
3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.
4. Параллельные полномочия — право отклонять решения линейного руководителя.
Рациональное распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также установление четких, не допускающих различных толкований заданий исполнителям (часовых, сменных, суточных, декадных и т.д.).
Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в управляющей системе.
Организационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляющей и в управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителям в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.